Posted 23 октября 2015, 16:12
Published 23 октября 2015, 16:12
Modified 31 марта 2024, 05:45
Updated 31 марта 2024, 05:45
Согласно данным Калининградстата, в сентябре статус безработного в области получили 1 тыс. 59 человек. Это на 16,5% больше, чем было в сентябре прошлого года. Всего на конец сентября 2015 года в государственных центрах занятости населения состояли на учете 7 тыс. 480 незанятых трудовой деятельностью граждан, из них более 6,5 тыс. человек имели официальный статус безработного. Уровень регистрируемой безработицы на конец сентября 2015 года составил 1,3% экономически активного населения.
Представители органов статистики делают обнадеживающие заявления о том, что динамика безработицы в последние месяцы показала тенденцию к снижению. В то же время, по данным Калининградстата, в регионе 29,4 тыс. человек (5,6%) не имели занятия, но активно его искали. В соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) они классифицируются как безработные. Таким образом, нерегистрируемых безработных в Калининградской области оказалось в несколько раз больше, чем зарегистрированных. Эксперты также указывают на неучтенность скрытой безработицы, когда люди, считающиеся занятыми, на самом деле не работают вовсе или трудятся «вполоборота».
В Калининградской области заметны тенденции к росту безработицы, считает кандидат экономических наук, доцент КГТУ Владимир Кузин. «Какой-то период безработица будет принимать латентный, скрытый характер. Согласно данным Росстата, у нас сократилось количество отработанного рабочего времени. Мы как будто продолжаем работать, но распространяются отпуска без содержания либо другие формы скрытой безработицы. А потом общее ухудшение экономической ситуации рано или поздно приведет к тому, что работодатели будут оптимизировать затраты за счет работников», – констатировал Владимир Кузин.
Рост безработицы в Калининградской области происходит по тем же причинам, что и в других регионах России - из-за кризисных явлений в экономике, считает депутат Госдумы от КПРФ Игорь Ревин. «Калининградская область испытывает те же тренды, что и вся страна. У предприятий дела идут не очень хорошо; в Калининграде скукоживается строительный бизнес, который раньше процветал; сокращения происходят в малом и среднем бизнесе и даже в банковском секторе», – заметил Игорь Ревин.
По словам депутата, наибольший уровень безработицы он фиксирует в сельских районах. «В районах вообще ужасающая ситуация. В сельском хозяйстве работают пять месяцев в году, а сейчас уже осень, и там людям становится нечем заниматься», – констатировал Игорь Ревин.
Рост безработицы, прежде всего скрытой, происходит из-за того, что трудовые отношения часто не оформлены и работники не имеют возможности защитить свои права при увольнениях, считает депутат Калининградской облдумы, председатель профсоюза «Трудовые бригады» Михаил Чесалин. По его мнению, слабость профсоюзов накладывается на безразличие государства.
«Спад в экономике, который любят называть кризисом, приводит предпринимателей к необходимости ужимать свои расходы, чтобы сохранять свои прибыли или даже свой бизнес, предприятия. Первое, что лежит на поверхности в части самых крупных расходов – это расходы на зарплаты. Они сокращаются сегодня для предпринимателя практически безболезненно: захотел избавиться от расходов – уволил работника, полагая, что, когда времена станут получше, то на его место будет принят кто-то другой или даже этот же работник по первому зову вновь прибежит трудоустраиваться. С учетом того, что в промышленности и даже в госсекторе профсоюзное представительство очень немногочисленное, есть много предприятий и учреждений, где вообще нет профсоюзов, то люди не объединены, не борются за свои права, и работник практически беззащитен перед лицом работодателя», – констатировал Михаил Чесалин.
Профлидер обратил внимание, что государство занимает равнодушную позицию к людям, не обеспечивая их трудовые права, не заботясь о легализации трудовых отношений. «Часто трудовые отношения не оформлены, и скрытая безработица – это люди, которых выкинули с работы без выходных пособий и перестали платить им «серую» зарплату. А «белой» там вообще не было. И таких людей очень много. Государство могло бы элементарно навести порядок, с тем, чтобы работодатели перестали платить в конвертах «серую», «черную» зарплату и начали платить нормальную зарплату с социальными отчислениями. Но государство не хочет этого, потому что большая часть депутатов всех законодательных собраний – и Калининградской облдумы, и Госдумы, и Совета Федерации, – принимающих законы, и чиновники правительства – практически все имеют свой бизнес. Как хозяева бизнеса, руководители предприятий, они заинтересованы в том, чтобы работник воспринимался от слова «раб», то есть человек бесправный, только зарабатывающий прибыль для хозяина. Вот пока наемные работники не начнут выбирать в законодательные органы своих представителей (учителя – учителей, врачи – врачей, электрики – электриков и т.д.), ситуация меняться не будет», – отметил Михаил Чесалин.
Оставшись без внимания государства, некоторые безработные начинают заниматься «самозанятостью». Иногда это принимает криминальные формы.
По информации пресс-службы управления МВД РФ по Калининградской области, за 9 месяцев 2015 года количество преступлений в регионе увеличилось на 9,4%. При этом рост преступлений в региональном УМВД связывают и со сложной социально-экономической ситуацией в области, снижением промышленного производства, сокращением рабочих мест из-за закрытия отдельных фирм и предприятий.
По данным полиции, люди без постоянного источника дохода совершают 72% всех преступлений. На 24% возросла уличная преступность. Число уличных преступлений, совершенных безработными, увеличилось на 22,5%. Выросло число карманных краж, хищений имущества из дачных домиков, грабежей. В правоохранительном ведомстве с тревогой напомнили о необходимости социальной адаптации граждан, лишившихся своих рабочих мест.
Дельцы, совмещающие бизнес с чиновными постами и депутатскими мандатами, равнодушно отправляют своих работников за ворота без пособий, надеясь таким «сэкономить». Но обществу потом приходится расплачиваться за эту «экономию», в том числе и ростом преступности.
Дмитрий Ремизов