Posted 14 октября 2015, 15:17
Published 14 октября 2015, 15:17
Modified 31 марта, 05:52
Updated 31 марта, 05:52
Саудовская Аравия начала поставки нефти в Польшу, а сами поляки достроили терминал в Свиноустье и готовы к приему катарского сжиженного газа. Еще немного, и Россия может потерять последнее завоевание коммунизма - восточноевропейский рынок энергоносителей.
Москва инерционно реагирует на угрозы своим энергетическим интересам в Центральной и Восточной Европе. Создается ощущение, что в России обращают внимание только на те события, что уже произошли и помешать которым стало невозможно. Не пройдет и года, как российские поставщики, вероятно, потеряют большую часть газового и нефтяного рынков одной из наиболее динамично развивающихся европейских экономик – Польши (чуть ли не единственной страны в Европе, которой удалось избежать рецессии после финансового кризиса 2008 года).
Однако в Москве в ответ на столь фундаментальные вызовы лишь выражают неудовольствие, причем с таким видом, что сразу понятно: влияние на процессы, идущие в бывших странах Варшавского договора, Россия утратила безвозвратно. И теперь фактически признает это.
Обсуждать потерю польского рынка энергоносителей российские СМИ начали после того, как глава «Роснефти» Игорь Сечин, а за ним и министр энергетики РФ Александр Новак прокомментировали начало поставок нефти в Польше через гданьский порт.
Впрочем, источники агентства Reuters в связи с этим сообщают, что саудиты не столько пытаются угрожать торговым интересам России, сколько стремятся подготовиться к возвращению Ирана на мировой нефтяной рынок.
Менее чем через неделю, 18 октября, формально вступает в действие «атомная сделка» Запада с Тегераном, в результате которой иранцы должны отказаться от значительной части своей ядерной программы в обмен на отмену санкций, в частности – запрета на поставку «черного золота» на зарубежные рынки. Власти Саудовской Аравии в связи с этим, похоже, ожидают, что цены на нефть упадут еще ниже. Готовясь к этому, они захватывают все новые рынки и не стесняются демпинговать.
По крайней мере, именно в нечестной конкуренции обвиняют Эр-Рияд россияне. По неофициальной информации, саудовская нефть, поставки которой начались в Польшу 21 сентября, продается с большой скидкой и стоит заметно дешевле российской нефти марки Urals.
Однако потеря большей части польского нефтяного рынка не так больно ударит по российской экономике, ориентированной на экспорт энергоносителей, как запуск терминала по приему сжиженного газа в польском порту Свиноустье (расположенному почти на границе Польши с Германией), строительство которого стоило 3 млрд польских злотых (около 700 млн евро).
Премьер-министр страны Ева Копач торжественно открыла этот терминал именно сейчас, накануне парламентских выборов, которые пройдут в Польше 25 октября. Правда, ее за это, к вящей радости россиян, раскритиковала Беата Шидло, главный кандидат на пост премьера от оппозиционной партии «Право и Справедливость». Мол, Копач торопится открыть еще не работающий терминал из-за завершающейся предвыборной кампании.
Однако обольщаться не надо – заняв кресло Копач (а в этом мало кто сейчас сомневается), Шидло не только продолжит политику нынешнего правительства Польши по избавлению этой страны от энергетической зависимости от России, но и значительно ускорит ее. Нет ни малейших сомнений в том, что газовый терминал в Свиноустье заработает не позднее 2016 года, даже если и не будет запущен уже в декабре, как обещала Копач.
Для России это будет первый шаг к потере газового рынка Центральной и Восточной Европы, который ей остался в наследство от СССР. Советский Союз «подсаживал» зависимые страны на свою «газовую иглу» всеми правдами и неправдами, да еще и, как писали в начале 1970-х годов чешские диссиденты, за их же счет. Россия же удержать огромный рынок не может - слишком неповоротлив оказался «Газпром». Теперь Польша, заглядывая, похоже, в не такое уж далекое будущее, представляет себя главным энергетическим хабом Восточной и Центральной Европы.
Пока, впрочем, у России есть еще время. Через один терминал в Свиноустье всю Центральную и Восточную Европу газом не снабдишь. Его первоначальная мощность по регазификации сжиженного газа составляет 5 млрд кубометров в год, что соответствует, по утверждению польской стороны, примерно трети национального спроса на «голубое топливо». За счет строительства третьего резервуара, вдобавок к двум имеющимся, пропускная способность терминала может быть максимально увеличена лишь до 7,5 млрд кубометров.
Примечательно другое – альтернативный источник газа, который нашли поляки. Первый танкер со сжиженным газом прибудет в Свуиноустье из Катара – одного из самых активных игроков на мировом газовом рынке. Ожидается, что произойдет это еще до начала декабря.
Иван Преображенский