Posted 7 октября 2015, 07:00

Published 7 октября 2015, 07:00

Modified 31 марта, 05:59

Updated 31 марта, 05:59

Кто поможет Белозерову реформировать РЖД

7 октября 2015, 07:00
Топ-менеджеры крупнейшей транспортной компании страны имеют огромный опыт работы, но только один из них станет тем, кто выведет железнодорожные перевозки в России на новый уровень.

Новому руководителю ОАО «РЖД» Олегу Белозерову предстоит решить трудные задачи по оптимизации экономики российских железных дорог. Топ-менеджеры крупнейшей транспортной компании страны имеют огромный опыт работы, но только один из них станет тем, кто выведет железнодорожные перевозки в России на новый уровень.

Олег Белозеров – успешный кризисный менеджер. Он работал в «Ленэнерго», также был начальником финансово-экономического отдела аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, заместителем директора по управлению корпоративным имуществом ОАО «ЛОМО», генеральным директором ОАО «Российская топливная компания», руководителем Федерального дорожного агентства и заместителем министра транспорта.

Его назначение в РЖД – несомненно, антикризисный ход Дмитрия Медведева. Однако Олег Белозеров – не железнодорожник. А ими, как говорят, рождаются, а не становятся.

Новый глава РЖД уже обозначил три основные задачи, которые стоят перед компанией в условиях кризиса.

Первая - это снижение внутренней себестоимости. "Резервы есть, и они большие. Мы провели совещание бюджетного комитета в РЖД и наметили план действий", - сказал Белозеров.

Нынешнее положение дел в РЖД нельзя назвать радужным. Только на пассажирские перевозки госсубсидии в следующем году должны составить 65 млрд рублей, а всего потребуется государственных вливаний не менее 100 млрд. И это несмотря на то, что индексация тарифов в 2015-м у РЖД была выше, чем у всех других госмонополий (10% против 7,5%). Для многих грузоперевозки по автодорогам стали менее дорогими, чем по железной дороге. Не удивительно, что весь последний год объемы перевозимых РЖД грузов сокращаются. Не очень ясная картина складывается и с новыми инфраструктурными проектами – инвесторы не спешат вкладываться в строительство того, что, по расчетам, не окупится многие годы, будь это мост на Сахалин или высокоскоростная магистраль Москва–Казань. Обратить внимание на бюджет, перевозки и инвестиции и посоветовал Дмитрий Медведев, когда назначал Белозерова главой РЖД.

Вторая задача - это повышение энергоэффективности и "инновационных решений внутри отрасли». «Планы разработаны, мы их подняли и решили план модернизировать и продлить до 2020 года", - отметил Белозеров.

Третьей задачей он назвал клиентоориентированность: "Мы должны бороться за клиента. Готовы с партнерами создавать дополнительные возможности, чтобы мы получили дополнительную грузовую базу, а клиенты получили дешевый тариф - это тоже обсуждаем".

При этом в РЖД есть несколько топ-менеджеров, которые связаны с железной дорогой всю жизнь. Например, вице-президент РЖД по инфраструктуре Александр Целько. Окончив Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, он начал трудовой путь с должности составителя поездов и постепенно дорос до заместителя министра путей сообщения, а позже возглавлял Западно-Сибирскую железную дорогу.

Бывший начальник Октябрьской железной дороги, а ныне вице-президент РЖД Виктор Степов, кроме отечественного диплома, имеет также диплом Стокгольмской школы экономики и ученую степень кандидата экономических наук. Степов успел поработать и токарем, и помощником машиниста тепловоза, и заместителем главного инженера Мурманского отделения, и начальником экономической службы всей Октябрьской дороги.

Вся сознательная жизнь связана с железнодорожным транспортом и у другого вице-президента РЖД - Алексея Воротилкина. Трудовую биографию он начал электромонтером, затем последовательно занимал должности помощника машиниста электровоза, машиниста, машиниста-инструктора, главного инженера и начальника депо, а в итоге стал начальником Восточно-Сибирской железной дороги. С 2011-го Воротилкин возглавляет Дирекцию тяги и отвечает за все поезда и депо РЖД. Организация новых логистических узлов и успех в реализации новых инфраструктурных проектов во многом зависят именно от него.

При этом для Воротилкина должность вице-президента открывает новые возможности. По плану Минэкономики, в ближайшее время должны быть подготовлены пилотные проекты по приватизации некоторых тупиковых железнодорожных веток (при условии, что они не идут в порт или на границу). Имея хорошие связи с бизнесом еще со времен руководства ВСЖД и НП «Товаропроизводители и предприниматели Иркутска», Воротилкин может способствовать такой приватизации в интересах владельцев металлургических, нефтяных, химических и других промышленных предприятий, к большинству из которых подведены тупиковые пути для перевозки сырья и готовой продукции. Кроме того, по версии СМИ, он может быть причастен к нелегальному железнодорожному трафику в Китай: транспорты с лесом, нефтью и другими товарами идут туда с ВСЖД, которой Воротилкин долго руководил.

Однако особое внимание привлекает личность нынешнего начальника Московской железной дороги Владимира Молдавера. Именно он решил проблему ограничения тарифов в пригородных пассажирских перевозках в Московской области в 2011-2012 гг., и он же руководил проектом Технологического центра управления пригородным пассажирским комплексом МЖД на Комсомольской площади. Комплекс стал самым современным и высокотехнологичным предприятием на инфраструктуре Российских железных дорог.

19 ноября 2012 года, выступая с аналитическим докладом на Региональной оперативной комиссии МЖД, Молдавер связал проблемы железнодорожной отрасли в части стагнации грузовой базы и хронического снижения грузопотоков с углублением мирового финансового кризиса, падением мировых цен на сталь, системным снижением объемов производства в металлургии и в стройкомплексе.

Возможно, именно Владимир Молдавер, как железнодорожник и экономист, станет главным помощником нового руководителя ОАО "РЖД".

Андрей Михайлов

Подпишитесь