«Народ есть, а страны сейчас такой нет», - так говорит об ассирийцах заместитель председателя культурно-национальной автономии Петербурга Дмитрий Заяев. В рамках проекта «Лица Петербурга» "Чаепитие по..." он рассказал об изобретениях народа, о библиотеке глиняных табличек, собранной царем Ашшурбанипалом, и о языке, на котором говорил сам Иисус Христос.
Ассирийцы — один из самых древних народов, культура которого оказала огромное влияние на развитие всех жителей Передней Азии. Ассирийское государство располагалось на территориях современного Ирака, Ирана, Турции, Египта, Сирии и Израиля. Сколько всего ассирийцев на свете сегодня, точно неизвестно. По данным ассирийских организаций, людей, которые называют себя представителями этого этноса, в мире около четырех миллионов. В наше время они живут в Иране, Северном Ираке, Сирии, Турции, Ливане, США, Швеции, Германии, Великобритании, Грузии, Армении и России. В нашей стране проживают порядка 10 тысяч ассирийцев, самые большие диаспоры сосредоточены на юге - в Краснодарском крае и Ростовской области.
Современный ассирийский язык произошел от арамейского - некогда языка межнационального общения на Ближнем Востоке. Именно на нем разговаривал Иисус Христос. Кстати, этот язык существует и в наше время, и на нем до сих пор говорят.
«Недавно передавали новости из Ближнего Востока. Там есть поселок Маалюля, это большая, на 90% ассирийская деревня, и там до сих пор говорят именно на том диалекте арамейского, на котором Иисус общался со своими учениками. И когда я слышал интервью с жителями этого поселка, я практически все понимал. Это было очень приятно, я почувствовал свою связь с теми местами, откуда родом мои предки», - делится воспоминаниями петербургский ассириец.
До принятия христианства у ассирийцев, как и у всех древних людей, были свои верования в нескольких богов. Кто-то «заведовал» солнцем, кто-то - плодородием, кто-то - успехом воинов. Но во главе ассирийского пантеона стоял древний племенной бог Ашшур. Даже само название «Ассирия» происходит от имени бога Ашшура, которому древние ассирийцы поклонялись вплоть до первого века нашей эры и принятия христианства.
Существует интересная легенда о том, как этот народ принял христианство. Царь города Урхе Авгар в 31-32 году нашей эры написал письмо Иисусу. В нем правитель просил прийти проповедовать в город, а также вылечить его от проказы. Иисус ответил царю, что должен проповедовать среди иудеев, но пришлет в Урхе своего ученика. Слуги Авгара нарисовали изображение Иисуса, взглянув на которое царь излечился. С этого времени, примерно с 32 года ношей эры, ассирийцы и приняли христианство. Ассирийская церковь считает своим основателем святого Фому.
Как напоминает Дмитрий Заяев, ассирийцы с 1100 года до н.э. начали применять колесницу, в результате чего их войска приобрели несравнимую мощью для того времени. Они первыми утвердили профессиональную армию, единообразное вооружение, ввели совершенно новые рода войск — конницу и инженерные войска. На вооружении были тараны и катапульты для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства — бурдюки (на них пересекали реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и плавучие мосты). Считается, что метательные машины были изобретены ассирийцами приблизительно в VII веке до н.э. и позднее через персов и финникийцев заимствованы греками. Также они построили много красивых зданий. Так, например, одно из семи чудес света - Висячие сады Семирамиды - тоже были созданы древними ассирийцами.
Особый интерес вызывают «глиняные книги», в которых зафиксирована самая древняя запись человечества. В 1849 году британские археологи обнаружили библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипала - крупнейшую сохранившуюся библиотеку древнего мира и древнейшую из всех известных. Но состояла она не из книг, а из глиняных табличек, на которых, пока глина еще мягкая, деревянной палочкой или заостренным тростником выдавливали знаки (отсюда и «клинообразные» штрихи). Как отмечает Дмитрий Заяев, ученые долго не могли расшифровать клинопись, но со временем знаки удалось распознать. Именно здесь запечатлены первые вычисления движения луны и солнечные затмения. Также на табличках есть тексты восхвалений величества ассирийских царей и их побед, молитв и заклинаний, астрономические таблицы, словари, законы, описания судебных дел и решений, летописи, торговые договоры, сводки налоговых сборов, сочинения по математике, земледелию и медицине.
Некоторые таблички отражают знания древних в математике и геометрии. Например, в одной из них доказывается теорема о подобии прямых треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли еще за 17 веков до Евклида. На другой табличке – известная теорема Пифагора. Найдены также математические таблицы, с помощью которых можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить в степени, выполнять деление и вычислять проценты.
Другое изобретение ассирийцев и вавилонян, дожившее до наших дней и широко используемое людьми во всех странах мира, - солнечные и водяные часы.
Первые ассирийцы появились в Петербурге в середине XIX века, это были отдельные семьи: они бежали из Турции, спасаясь от геноцида. А в 1920-1930 годы в Ленинграде уже сложилась ассирийская диаспора, появилась своя интеллигенция.
«Приехав 100 лет назад в Петербург, ассирийцы были не в состоянии жить в городе. Они не знали языка, культуры, им было тяжело. И тогда они нашли свою нишу, начали заниматься тем, что оказалось востребовано, но не было освоено ремесленниками. Это был ремонт обуви. И это дало ассирийцам возможность выжить», - поясняет Дмитрий Заяев. По его словам, сейчас в городе живут около тысячи представителей этого древнего народа.
В 1980-1990 годы группа активистов образовала ассирийскую ассоциацию «Атур», основала журнал и клуб. Также в Северной столице издается газета «Ассирийский вестник», в которой можно узнать о жизни представителей народа, их мероприятиях, а также о знаменитых ассирийцах. Один из выдающихся представителей народа в Петербурге - Михаил Садо - известный российский лингвист, гебраист, семитолог, политический и общественный деятель, преподаватель древнееврейского языка в Санкт-Петербургской духовной академии. Он ушел из жизни в 2010 году. Его дети Георгий и Саргон (игумен Стефан, заведующий библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии) достойно продолжают дело своего отца. Георгий недавно учредил общественную организацию «Ассирийцы Санкт-Петербурга».
Петербургские ассирийцы сегодня - это, в основном, высокообразованные специалисты в разных областях общественной жизни: науке и культуре, производстве и спорте, бизнесе и религии. Сам Дмитрий в свое время закончил Академию гражданской авиации, его дети продолжают учится. И вместе с тем ассирийцы несут сквозь время культуру древней цивилизации, не забывают о своих корнях, сохраняют связь времен и традиций.
Сара Газданова
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.