Posted 31 августа 2015, 16:13
Published 31 августа 2015, 16:13
Modified 31 марта, 06:31
Updated 31 марта, 06:31
Прибайкалье охвачено лесными пожарами. Несмотря на усилия огнеборцев, справиться с пожарами никак не удается, и продолжают полыхать более 150 тыс. га лесов. Местные жители и экозащитники считают, что бедствия можно было не допустить, если бы вовремя были приняты упреждающие меры.
«Одной из причин распространения огня стало сухое лето, однако вторая причина заключается в том, что появлявшиеся очаги не тушили вовремя. Даже на территории Прибайкальского национального парка долго никто ничего не делал, пока пожар не разгорелся. Возможно, специальная служба должна заниматься выявлением и тушением, так как у остальных служб это дело словно бы не в приоритете. МЧС ничего не делает, пока пожар не достигнет стихийного бедствия», – заметила сопредседатель общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова.
Хотя основной причиной возгораний в Забайкалье стало засушливое лето, но власти несут ответственность за разрушенную систему профилактики пожаров, считает и депутат Народного хурала Бурятии, фракции КПРФ Баир Цыренов. Как заявил народный избранник корреспонденту «Росбалта», ряд депутатов намерен инициировать парламентское расследование.
«Основная причина, конечно, природная – это засуха. Но вот то обстоятельство, что пожары распространяются и не локализуются своевременно – это последствия принятия нового лесного кодекса, против принятия которого мы в свое время боролись. У лесхозов практически нет техники, нет людей. Лес стал бесхозным, с точки зрения профилактики пожаров. С точки зрения, чтобы вывозить лес и торговать им, хозяев, конечно, хватает, а вот тушить некому», – рассказал Баир Цыренов.
Депутат подчеркнул, что ответственность за непринятие своевременных мер несут также региональные власти. «Мы видим абсолютную беспомощность республиканских властей. Есть информация о том, что, вероятно, когда начинались пожары, меры не были вовремя приняты. В Москву шли отчеты, что все в порядке, разберемся, ничего страшного… Только когда все вышло из-под контроля, тогда стали признавать ситуацию. А сейчас большую часть пожаров смогут потушить уже только дожди. Фракция КПРФ намерена поднять этот вопрос в Народном хурале и инициировать парламентское расследование», – сказал Баир Цыренов.
Интенсивность горения снизилась лишь в связи с похолоданием. Как рассказал руководитель противопожарного проекта Гринпис России Григорий Куксин, при этом продолжают активно гореть площади в 150 тыс. га. «Общую площадь, пройденную огнем, оценить очень сложно, но это точно более полумиллиона гектаров лесов. В настоящее время ситуация усугубляется обширными торфяными пожарами вокруг Иркутска, которые добавляют к сильнейшему задымлению города, в то время когда ветер дует на город», – сообщил Григорий Куксин.
По словам экозащитника, сейчас противопожарные работы ведутся силами лесной охраны, в том числе резервов из соседних регионов, а также сотрудников пожарной охраны и активно привлекаемых добровольцев. «В ближайшее время каких-то улучшений не ждем. Очень надеемся, что погода исправит, так как принципиально переломить ситуацию не в человеческих силах. Силами добровольцев, лесников, пожарных удается хоть где-то сдерживать огонь, не допускать к населенным пунктам, немножко сбивать задымление городов. Пока это и все, наверное, что можно сделать», – заметил Куксин.
Экозащитник считает, что масштабные пожары возникли по совокупности причин. «Возникли они, в первую очередь, в результате массовой беспечной деятельности наших сограждан. Да, было чуть более высокое, чем в «средние годы», количество сухих гроз, то есть молниевых разрядов без осадков. Но и молниевые пожары, которых не так много относительно общего числа, и оставленные костры, окурки – это причина возникновения маленьких очагов. Ситуацию допустили до таких площадей как результат того, что пожары не признавались. С одной стороны, видим практически нищее лесное хозяйство, недофинансирование лесной охраны, которая не в состоянии справиться с таким количеством пожаров. А с другой стороны – боязнь признать на уровне региональных правительств Иркутской области, Бурятии и попытки приукрасить ситуацию со стороны федеральных служб – Рослесхоза и МЧС. Это приводило к тому, что площади пожаров занижались в десятки раз. МЧС при создании видимости работы завышало еще в десятки раз количество людей, которые на этих пожарах работают. А когда нет объективной своевременной информации о пожарах, когда их признают через 2-3 недели, то время для тушения было упущено. К тому моменту, когда Медведев направил Пучкова на тушение, а тот давал какие-то безумные невыполнимые обещания за несколько дней справиться, на самом деле ситуация настолько вышла из-под контроля, что никакой переброской сил пожары не потушить. Сейчас надеются на дожди», – заметил Григорий Куксин.
Экозащитник констатировал, что на тушении не обошлось без потерь. Погиб парашютист-пожарный, еще один сильно травмирован. Также резко подорвано здоровье населения, в том числе Иркутска.
Тем временем выяснилось, что добровольцы должны бороться с огнем практически за свой счет. Руководитель волонтеров, начальник противопожарного штаба, созданного сторонниками КПРФ в Бурятии, Леонтий Красовский вынужден обращаться к населению с просьбой о помощи в экипировке добровольцев.
«Нами проводится работа по формированию добровольческих отрядов, и им нужна гуманитарная помощь. Требуются непортящиеся продукты питания, экипировка, сменная одежда, теплые вещи, обувь, противоэнцефалитная, противоклещевая форма», – перечислил доброволец.
Леонтий Красовский заметил, что сгорела примерно одна шестая бурятских лесов. «Ситуацию затянули. В тот момент, когда можно было все локализовать и ликвидировать, этого не произошло. А теперь говорят, что нужно даже оставлять некоторые пожары и переходить на те, которые еще реально потушить. Поэтому нельзя говорить, что обстановка улучшилась», – сообщил волонтер.
Скупой платит дважды, гласит народная мудрость. «Экономия» на противопожарных мероприятиях привела к преступной беспечности, многократным убыткам и человеческим жертвам.
Дмитрий Ремизов