Posted 28 августа 2015, 10:40
Published 28 августа 2015, 10:40
Modified 31 марта, 06:34
Updated 31 марта, 06:34
Железные птицы звучно рассекают небо, гул двигателей заглушает восхищенные крики толпы: Международный авиационно-космический салон в самом разгаре. Корреспондент "Росбалта" отправилась в подмосковный Жуковский на аэродром "Раменское", где проходит главное событие этой недели.
Международный авиакосмический салон в Жуковском встречает гостей 12 раз. Встречает, нужно сказать, прямо с вокзала: на электронных табло, размещенных на станциях и платформах, электрички до места действия отмечены фирменным логотипом. На станции "Отдых" посетителей подхватывают шатлы. Несмотря на то, что "приемные" дни на МАКСе намечены на выходные, очередь на специальные автобусы до аэродрома и в будни весьма впечатляет.
Но как только рамки металодетектеров остаются за спиной, ты понимаешь: оно того стоило. Более 650 компаний-участников из 30 стран, десятки железных монстров, способных внушать восхищение и ужас одновременно. Многие из них можно не только увидеть, но и исследовать изнутри.
"Смотрители" зон, не чуждые авиации, охотно делятся знаниями. Например, о новеньком Ми-38.
"Он классом чуть выше чем Ми-8, но ниже, чем Ми-26. То есть, там, где Ми-8 мал по загрузке, а Ми-26 не рентабелен, он будет в самый раз. Двигатель только сейчас получил сертификат типа. То есть, вертолет теперь можно сертифицировать", - отметил один из сотрудников салона по ту сторону ограждений.
МИ-38, как основная гордость, расположился в эпицентре событий, между ангарами. Остальные представители вида сформировали стройную шеренгу на главной выставочной аллее.
Вот новенький "Ансат" - продукт Казанского вертолетного завода. По словам специалистов, самый вместительный в своем классе. На выставке он представлен в двух вариантах: базовый и санитарный - готовый к перевозке больных, пострадавших и раненых.
Еще одна новинка салона - Ка-52 со сложенными лопастями. «Мистрали» делали как раз под эти вертолеты. У них нет хвостового винта. В целом они где-то на 15-20% компактнее любых других при том же весе машины", - рассказывает "хозяин" выставочного экспоната.
У Ка-52 складываются не только лопасти, но и крылья. "Он не просто компактнее - он по-другому сделан", - подчеркивает собеседник "Росбалта". "Да, он готовился для «Мистралей», но будет стоять теперь на наших кораблях. КА-52 садились на большие противолодочные корабли, где есть специальные ангары. Могут машины садиться и на большие десантные корабли типа Ивана Рогова. В общем, и без «Мистралей» проживем", - заключает специалист.
На аэродроме в Жуковском можно было встретить не только легендарные машины, но и живые легенды. В четверг салон посетили знаменитые "Стрижи". Правда, летать в этот день пилотажная группа не планировала, но вот по выставке прогулялась.
"Меня, как военного летчика, интересуют военные самолеты. Здесь представлена широкая линейка самолетов семейств Сухого: 130, 127 и их модификации, а так же МИГ-29. Так как сами мы летаем на 29-х, особенно была интересна их модификация. Она настолько глубокая, что можно сказать, это просто другой самолет. Если раньше были лишь планер, двигатель, летчик, теперь это настоящий комплекс, в котором электронное оборудование завязано с авиационным", - отметил майор Василий Дудников.
Лучше летных машин, стоящих на расстоянии вытянутой руки, могут быть только машины в движении. Те самые, на фоне которых еще полчаса назад устраивали фотосеты поклонники авиации.
В небо поднимается Ка-52, за штурвалом летчик-испытатель 1 класса Александр Чередняченко. Самолет рассекает облака и вдруг будто замирает, зависает на несколько секунд в небе, и вдруг срывается вниз.
Такая машина способна поддерживать с воздуха любые войсковые операции", - вещает из колонок диктор.
Его сменяет легкий многоцелевой "Ансат". "Он может применяться для перевозки грузов и пассажиров, использоваться для наблюдения, поисково-спасательных, противопожарных и медико-эвакуационных работ. Отличается самой большой кабиной в классе и возможностью быстрой трансформацией в компоновке салона, может перевозить до восьми пассажиров и максимум полезного оборудования. Конструкторы утверждают, что вертолет прекрасно подходит на роль летающей скорой помощи", - представляет машину диктор.
МИ-26Т2 буквально врывается в зону показа аэродрома. Самый большой серийный вертолет в мире. Громадиной управляют два человека: заслуженный летчик-испытатель Александр Климов и герой России Сергей Маслов. 22 тыс. лошадиных сил в руках настоящих асов - завораживающее зрелище.
На смену громадине Ми-26 в небо взмывает первый боевой самолет, разработанный с нуля силами промышленности Российской Федерации, гордость страны, многофункциональный комплекс пятого поколения - Т-50. Управляет машиной герой России Сергей Богдан.
"Эта тяжелая стальная птица пятого поколения сочетает в себе лучшие качества самолета и истребителя. Для создания этой машины было привлечено более ста организаций и различных соисполнителей", - раздается из динамика.
Самолет висит в небе за счет тяги двигателей, снизив скорость до ноля, как вдруг секундное затишье сменяет каскад сумасшедших фигур. Пока Т-50 держится в воздухе, время словно останавливается. Минута или десять, и машина идет на посадку. Пилот держит колесо в знак благодарности за внимание.
Место Т-50 занимает в воздухе Су-35С. Небо трещит по швам, земля трясется, диктор не в силах перекричать гул двигателя, а восторженные зрители из последних сил прикрывают глаза, наблюдая за тем, как маневренный самолет выписывает фигуры в воздухе прямо на солнце.
Не в пример своему предшественнику, Аэробус А-350 едва слышно выкатывает к центру взлетной площадки и взмывает ввысь. Самый тихий - отмечает диктор. "Воздух в салоне полностью обновляется каждые две минуты, а на борту поддерживается комфортное давление, благодаря чему пассажиры, менее чувствительны к его перепадам во время взлета и посадки", - резюмирует он.
Полеты закончены, зрители тянутся к шатлам, а самолеты готовят ко сну. Впереди еще три дня. Организаторы обещают, что будет только интереснее.
Анна Семенец, фото автора