Posted 10 августа 2015, 08:42
Published 10 августа 2015, 08:42
Modified 31 марта, 06:50
Updated 31 марта, 06:50
Как только распространилась информация о том, что Грузия "по мотивам» украинских событий присоединилась к продлению одной из пятнадцати санкций Европы в отношении России, Роспотребнадзор заявил о «систематическом нарушении» грузинскими виноделами технологии производства продукции, и не допустил на российский рынок пока еще ее часть, «не соответствующую требованиям безопасности и качества».
Это был первый звоночек к тому, что Россия намерена «высечь» Грузию не столько за присоединение к одной единственной санкции, о которой Москве было известно еще в прошлом году, а за то, что о ней (не исключено, весьма кстати) стало известно «широким слоям населения». А значит, необходима реакция - как минимум запугиванием или реальным введением эмбарго, либо торг по условиям, по которым оно введено не будет.
Между тем в текущем году, по данным Роспотребнадзора, в экспорте грузинских алкогольных напитков в РФ участвовали 45 компаний, поставивших на российский рынок 6,7 миллиона литров продукции соответствующей номенклатуры. Как надеется министр сельского хозяйства Грузии Отар Данелия в контексте заявления Роспотребнадзора, «все это похоже на недоразумение», которое «не перерастет во что-то серьезное». По его свидетельству, грузинская продукция поступает на рынки многих стран, от которых серьезных претензий по качеству не поступало. Тем не менее, сказал он, «мы хотим быть максимально объективными и начнем изучение (претензий Роспотребнадзора)".
Но, вероятно, «недоразумение» не имеет ничего общего с качеством грузинской продукции, и речь идет о политике. Так как, несмотря на отказ премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили присоединиться к санкциям против России (подробнее об этом - ниже), министерство сельского хозяйства РФ приступило к разработке предложений по введению продовольственного эмбарго в отношении стран, присоединившихся к санкциям. Речь идет о Черногории, Албании, Исландии, Норвегии, Лихтенштейне, Украине и Грузии. Глава Минсельхоза России Александр Ткачев назвал эти страны «незначительными»: «они практически не делают погоду на продовольственном рынке».
РИА Новости цитирует директора Института политики, права и социального развития МГГУ имени М.А. Шолохова Владимира Шаповалова: «Очевидно, что результаты этих ограничений будут весьма существенными для Грузии, Украины и Черногории. Но думаю, что у них не было выбора, поскольку эти страны ориентированы на Запад и на сегодняшний день не обладают суверенитетом в принятии подобного рода решений. Их присоединение к санкциям против России наглядно свидетельствует: даже если страна очень тесно связана и зависит от российского рынка, как, например, Грузия; или имеет не только экономические, но и традиционные исторические связи, как, например, Черногория, тем не менее, эти страны идут на потери, стремясь завоевать лояльность западных центров принятия решений».
По его мнению, за эту лояльность они не получат от Евросоюза финансовой поддержки. «На такие компенсации ЕС не готов, потому что сам несет колоссальные потери, в том числе ведущие страны – Германия и Франция. Мы знаем, какие протесты идут в этих странах в отношении потерь от контрмер России. Поэтому, конечно, речи о том, что Евросоюз возместит потери, нет. … Эти потери будут исключительно делом стран, присоединившихся к санкциям», - сказал политолог. Что же касается российского потребителя, по его мнению, от ограничительных мер он не пострадает.
Тем временем РИА Новости провело опрос среди российских ритейлеров с целью выяснить влияние возможного расширения контрсанкций России на ассортимент продуктов на российских прилавках. Как оказалось, в целом ничего негативного не произойдет, и «единственным исключением могут стать вина и минеральные воды из Грузии, однако перспектива введения нового запрета на их ввоз в Россию пока неясна».
Согласно опросу ритейлеров, в настоящее время основными импортируемыми из Грузии категориями продуктов являются вино и минеральная вода «Боржоми», но торговые сети отмечают, что объемы продаж грузинских продуктов не очень высоки. «Оборот грузинских вин незначительный, около 5% за шесть месяцев. Продажи снижаются из-за изменения цен в связи с колебанием валют», — отметили в «Ленте». В пресс-службе X5 Retail (сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель») сообщили: «Позиций грузинского вина у нас — 30 SKU (stock-keeping unit, ассортиментная позиция — ред.), что составляет 5,2% доли всего ассортимента вина». В компании добавили, что если ввоз грузинского вина в Россию будет запрещен, это отразится на магазинах сети потерей розничного товарооборота в размере 3-4%.
В «Ашане» доля вина из Грузии сейчас составляет 3,4%. Но в ассортименте представлено несколько позиций воды производства «Боржоми», которая пользуется спросом у клиентов. «Их исключение может негативно сказаться на данном сегменте», — сказала директор по внешним коммуникациям «Ашана» Мария Курносова.
Но вернемся к заверениям первого (фактически) лица Грузии – премьера Гарибашвили. «Мы не намерены присоединяться к санкциям против России, и для этого есть множество причин. … Мы крайне бережно относимся к достижениям, существующим между Грузией и Россией – имеется в виду восстановление торговых отношений», - сказал он.
По его словам, несколько лет назад «из-за необдуманной политики Саакашвили между Россией и Грузией был разорван всякий диалог, и на нашу продукцию было наложено эмбарго». Но, продолжил премьер, с приходом в страну новой власти, проводимой ею «конструктивной и прагматичной политики» российский рынок вновь открылся для Грузии. «Мы это ценим. Думаю, место имеет какое-то недоразумение», - сказал грузинский премьер.
При этом он подтвердил, что Грузия в прошлом году присоединилась всего к одной из пятнадцати санкций ЕС в отношении России, касающейся запрета на экспорт продукции, производимой в Крыму и Севастополе. Но «это было неизбежной необходимостью», поскольку у Грузии тоже есть территориальные проблемы, подобные украинским - с Абхазией и Южной Осетией. «Моя позиция как главы правительства заключается в следующем: я был и остаюсь противником присоединения Грузии к санкциям в отношении России. Такова была наша позиция в прошлом году, такой же она остается и сейчас. Мы не собирается ее менять», - заявил Гарибашвили.
Он также подчеркнул наличие в Грузии «внутренних деструктивных сил, не желающих нормализации отношений и восстановления торговых связей с Россией». «Наш же интерес, - пояснил премьер, - заключается в восстановлении добрососедских отношений с Россией. Этот процесс уже начался, однако главной проблемой остается Абхазия и Самачабло (Южная Осетия – прим. «Росбалта»). По остальным вопросам мы идем последовательно».
И действительно: с восстановлением регулярного авиасообщения между Москвой и Тбилиси за несколько месяцев пассажирооборот между двумя странами увеличился на 74%, и до конца летнего сезона эта цифра значительно возрастет. Все больше россиян, выбирающих для отдыха постсоветские страны, предпочитают ехать в Грузию: по данным российских СМИ, ссылающихся на статистику турагентств, грузинское направление входит в первую тройку. В числе преимуществ отдыха в Грузии называется, помимо уникальной природы и хорошей кухни, безвизовый режим, русскоговорящая среда и доброжелательность местных жителей. Заметим также, что одним из показателей привлекательности Грузии для россиян является то, что в стране без проблем работают более 200 российских компаний, включая государственные.
Увы, но сегодня может повторится история 2006 года, когда вслед за алкогольными напитками Россия запретила ввоз на свой рынок грузинских минеральных вод, а затем и другой продукции, присовокупив отмену прямого авиасообщения. Тогда все это отразилось на отношении россиян к Грузии, а грузин – к российскому государству.
Но если абстрагироваться от «сантиментов» и говорить сугубо об экономических реалиях, многие грузинские эксперты считают: если Россия все же введет эмбарго на грузинскую продукцию, в частности, на алкогольную, Грузия не пострадает, поскольку она давно уже диверсифицировала свой экспортный рынок. Наверное, в этом есть большая доля неоправданного оптимизма, поскольку винная продукция является одной из основных статей грузинского экспорта. И хотя, по данным Национального агентства вина, Грузия поставляет соответствующую продукцию в 35 стран мира – с января по июль текущего года экспортировано 16 810 187 бутылок, - на первом месте находится Россия: 8 477 635 бутылок. Словом, цифры говорят сами за себя: новое эмбарго Грузию "тряханет».
На фоне всей этой затеянной Москвой суеты (или шантажа) МИД Грузии распространил заявление, в соответствии с которым Тбилиси продолжит политику нормализации отношений с Россией. Не следует трактовать это заявление как капитулянтское, «позицию слабого», и прочее. Эскалация напряженности не нужна ни Москве, ни Тбилиси, ни в целом региону – она, в итоге, может трансформироваться из дестабилизирующей в губительную для обеих сторон, имея в виду бесконечные геополитические переделы, связанные с ними риски и глобальную угрозу терроризма.
И вообще – чего добивается Москва? Действительно ли единственная и ранее известная ей прошлогодняя формальная санкция могла стать причиной такого резонанса и давления со стороны России? Почему она стала выжидать год, чтобы «отреагировать»? Может быть, она усилила давление на Грузию с тем, чтобы та отказалась от евроатлантической интеграции? Но, по имеющимся прогнозам, Евросоюз и НАТО вряд ли примут Грузию в свои ряды в обозримом будущем.
Или Россия замышляет что-то очень «крутое» в Абхазии? Ведь не успел начаться шум вокруг «ответных санкций» России в отношении Грузии, как распространилась информация, в соответствии с которой российские железнодорожные войска начали расчистку абхазского участка железной дороги Очамчира - Ингури, то есть до границы с Грузией. Как передает интернет-портал «Наша Абхазия» со ссылкой на абхазскую «Нужную газету», эту информацию озвучил замдиректора управления абхазского участка дороги Игорь Маргания.
По его словам, полотно разрушено, и российские военные расчищают его для подготовки к восстановлению. Эти сведения подтвердил изданию и начальник транспортного управления Абхазии Зураб Хаджимба. По его словам, дорогу расчищают для подготовки к капитальному ремонту, чтобы «возобновить транзитный проезд через Абхазию». То есть, соединить Россию с Грузией и далее с Арменией по абхазской территории. Более всего в этом заинтересована Армения, не имеющая другой возможности железнодорожного сообщения с Россией.
Как сказал Хаджимба, российские железнодорожные войска появились в Абхазии «неожиданно», но абхазские власти дали согласие на проведение предварительных работ. По неофициальной информации, на расчистке железнодорожного полотна в настоящее время занято 800 военнослужащих российских железнодорожных войск.
Госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили исключил возможность открытия сквозного сообщения по территории Абхазии. Но, напомним, разговоры об открытии дороги ведутся не первый год: некоторые эксперты считают функционирование дороги губительным для Грузии, другие, напротив, - благом. Эксперт Роман Гоциридзе не исключает, что речь сейчас может идти и о «тайном соглашении». «Это самый плохой результат политики Грузии в отношениях с Россией. Русские намерены без разрешения со стороны нашей власти пропустить поезда через нашу территорию. Не стоит удивляться, что по этому вопросу может быть дано тайное согласие», - цитирует эксперта интернет-портал Грузия Online.
Словом, гипотетически причиной давления России на Грузию в санкционном контексте может быть и ситуация вокруг открытия сквозного сообщения Россия – Абхазия – Грузия - Армения. Более всего на этом настаивает полублокадная Армения, не имеющая, кстати, сухопутного сообщения с Россией и общей границы с Евразийским экономическим союзом, членом которого она является. Все это, конечно, затрудняет экспортно-импортные операции Армении.
В качестве «крутых» планов в отношении Грузии в свете работ на абхазской железной дороге может стать и переброска к грузинской границе российской военной техники. Впрочем, эту версию не подтверждает эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе. По его словам, у него складывается впечатление, что Россия, как и в случае с переносом административной границы с Южной Осетией вглубь грузинской территории, «демонстрирует силу».
«Мы вообще должны бросить большое политиканство и думать о том, какого рода консолидированная опасность к нам приближается. Считаю, что сегодня роль Грузии в геополитическом пространстве меняется по независимым от нас причинам. Это изменение определено геополитическим расположением нашей страны. Поэтому территория Грузии стала гораздо более интересной для наших соседей. Россия считает, что все наши проекты – энергетические, военные и политические - посягают на ее интересы. Исходя из этого, считайте, что эмбарго будет. Будь то ремонт железной дороги или передвижение условной границы, все исходит из этого», - заключил Арешидзе.
Ирина Джорбенадзе