Posted 30 июля 2015, 14:48
Published 30 июля 2015, 14:48
Modified 31 марта, 06:58
Updated 31 марта, 06:58
С чего начинают свой день машинисты Московского метрополитена, где спят во время ночных «окон», и почему их игры называют «аварийными»? Корреспондент «Росбалта» побывала в недрах столичной подземки и посмотрела, как работает метро «изнутри».
Десять часов утра. На станции «Строгино» заступают на смену машинисты Арбатско-Покровской линии — самой длинной в столичной подземке. Ее протяженность — 45,1 км, поездка в одну сторону занимает чуть больше часа.
Журналистов собирают в восточном вестибюле и группами проводят в святая святых — за границу станции, туда, где начинается подземный город.
Чтобы заступить в смену, машинистам нужно приехать за полчаса до первого рейса. Получить «маршрутный лист» можно только на тех станциях, где есть здравпункт. На Арбатско-Покровской линии таких три: «Партизанская», «Киевская» и «Строгино». Собственно, предрейсовый осмотр — основной этап подготовки к выходу на маршрут.
Узкие коридоры ярусного подземного лабиринта ведут на второй этаж. Возле медицинского кабинета небольшая очередь. На каждого машиниста фельдшер отводит не больше пяти минут. Основную работу выполняет автоматизированная система, которая измеряет давление, пульс и трезвость. Причинами отвода могут стать острые заболевания, обострения хронических, травмы, а также психо-травмирующие ситуации: развод, смерть близкого. Правда, по словам фельдшера Анны Карякиной, о своих личных проблемах работники не говорят. Зато на здоровье нет-нет, да и жалуются. За что получают направление к профильному специалисту и отправляются восвояси. Чаще всего речь идет о простом ОРВИ или простуде. До работы в этом случае медики их не допускают.
В кабинете — карты на каждого подопечного, где раз от раза фиксируется его состояние, время выхода в смену и количество часов отдыха между сменами. Сделав очередную запись и выдав справку, фельдшер приглашает следующего, а машинист отправляется на предрейсовый инструктаж.
«Смена длится от 6,5 до 8,5 часов», - рассказал один из метрополитеновцев из очереди. Он работал машинистом сначала на Замоскворецкой, потом на Филевской, а теперь на Арбатско-Покровской линиях. От чего зависит длительность смены, сотрудник подземки не пояснил.
Сложнее всего работать с утра и на длинных ветках, поделился собеседник агентства. Спасает кофе — напиток можно взять с собой в кабину. С бутербродами сложнее - приходится ждать перерыва. Таких вот получасовых окон, когда можно перекусить и немного отдохнуть, обычно два в смену.
Свою зарплату метрополитеновцы тщательно скрывают. Говорят, все зависит от класса и стажа работы. Так, машинисты 1-2 классов получают, как правило, больше своих коллег классом ниже, поскольку могут брать учеников на подготовку, делать перегонки на другие ветки.
Пока переходим из медицинского кабинета в инструкторский — тот самый, где проводится предрейсовый инструктаж, расспрашиваем сотрудников подземки о нюансах работы.
«На тех ветках, где движение на станциях до сих пор регулируется светофорами, работают по двое: машинист и его помощник. Таких линий осталось две: Филевская - полностью и участок Арбатско-Покровской - от Щелковской до Электрозаводской. На остальных машинисты ездят по одному», - отмечают представители пресс-службы.
По их словам, вскоре все линии метро переведут на новую систему безопасности, и число помощников резко сократится. Правда, говорить о полном исчезновении должности пока рановато: помощники требуются в ряде других случаев.
Со станции «Строгино» отправляемся на конечную Арбатско-Покровской линии - «Пятницкое шоссе». Едем не где-нибудь, а прямо в кабине машиниста. Вспышки, яркий свет и расспросы настрого запретили: поезд на линии, с пассажирами.
Каждый машинист знает не только план и профиль пути, расположение светофоров, запасных путей и стрелок на своей линии, но и устройство поездов, на которых приходится работать. Чтобы метрополитеновцы, за спиной которых в буквальном смысле находятся тысячи жизней, в любой момент могли применить свои знания на практике, для них регулярно проводятся «аварийные игры». Для таких «развлечений» созданы специальные тренировочные залы. Один из них разместился в новеньком электродепо «Митино» - конечный пункт экскурсии о жизни подземки. Здесь инструктор на специальном тренажере, полностью иммитирующем кабину поезда, программирует неисправность. Машинист, находясь в кабине, должен оперативно эту неисправность устранить. Внутри кабина, действительно, ни чем не отличается от реальной: те же кнопки, тот же вид за «стеклом».
Здесь же, в «Митино», для машинистов открыли «дом отдыха». Несмотря на то, что ночью метрополитен не работает, ночную смену в подземке никто не отменял. Машинист заступает в 10 вечера и работает до закрытия подземки. А утром вновь в кабину. Чтобы заступить наутро свежими, ночное окно машинисты проводят в специальных комнатах отдыха. По виду все это больше напоминает санаторий: простые уютные комнаты, душ, оборудованная всем необходимым кухня-столовая, где можно выпить кофе или разогреть привезенную из дома еду, и повсюду цветы. Есть здесь и комната для VIP-персон. Она более просторная, с креслом и диваном. Как рассказала «Росбалту» заведующая домом отдыха Нина Вайсбурд, такие аппартаменты достаются, как правило, командировочным — тем, кому приходится задержаться в «санатории» надолго.
Поскольку составы паркуются в разных местах подземной транспортной артерии, на отдых сотрудников подземки обычно привозят на машинах, рассказал машинист первого класса Игорь Зудин. Причем, митинский дом отдыха — не единственный. Такие разбросаны по всему городу. Иногда, если «домами» обеспечить сотрудников не в состоянии, метрополитен предоставляет машинистам на ночь квартиры.
Тренировочная и дом отдыха — лишь часть того, что обещают в «Митино». Что касается самого электродепо, его журналистам пока не показывали. «Работы еще не закончены», - пояснили в пресс-службе.
Анна Семенец