В Англию поступил запрос из России о возможности допроса в Лондоне банкира Германа Горбунцова – важного свидетеля по делу об убийстве Героя России Руслана Ямадаева и покушении на бизнесмена Александра Антонова. Данное дело находится в производстве следователя Николая Тутевича, который также ведет расследование о расстреле Бориса Немцова. Источник «Росбалта» связывает отправку запроса с делом об убийстве политика: убийцы Ямадаева и фигуранты «дела Немцова» общались с одним и тем же высокопоставленным представителем Чечни.
Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, английские власти известили Германа Горбунцова о том, что из России поступил запрос о правовой помощи, в частности - о возможности допроса Горбунцова в Лондоне. Банкир уже дал согласие на проведение этих следственных действий. Еще в 2012 году он отправил в СК РФ явку с повинной, в которой сообщил, будто стал свидетелем того, как несколько его деловых партнеров вместе с рядом представителей Чечни вели переговоры об организации нападения на совладельца Конверс-групп Александра Антонова.
Этому предшествовал бизнес-конфликт с Антоновым из-за суммы в $106 млн. Когда стороны так и не смогли договориться, на Антонова было совершено покушение. По версии следствия, его осуществили трое жителей Чечни Асланбек Дадаев и Элим Паша Хацуев, Тимур Исаев, - которые также застрелили Героя России Руслана Ямадаева. «Заказчики» обоих преступлений, так и не были установлены, материалы в отношении них выделили в отдельное производство и они находятся у следователя Николая Тутевича. Он же ведет расследование убийства Бориса Немцова.
По мнению собеседника агентства, запрос в Англию напрямую связан с «делом Немцова». В материалах об убийстве Ямадаева и покушении на Антонова есть информация о том, что Хацуев приезжал в ОАЭ в 2009 году, когда в этой стране велась подготовка покушения на экс-командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева. Потом Хацуев попал в поле зрения оперативников в связи с расследованием расстрела Руслана Ямадаева и покушения на Антонова, его телефоны поставили на прослушивание. Сразу после того, как в Дубае застрелили Сулима Ямадаева, Хацуеву по телефону позвонил высокопоставленный представитель Чечни и сказал, что тому не надо больше ехать в ОАЭ, поскольку «клиент утонул». Так же было зафиксировано еще несколько случаев переговоров Хацуева и представителя Чечни.
Как полагает источник «Росбалта», в ходе расследования убийства Немцова было установлено, что Руслан Геремеев, в момент, когда шла подготовка расстрела политика, созванивался с тем же высокопоставленным представителем Чечни и даже встречался с ним в «Президент-Отеле». Причем на эти встречи вместе с Геремеевым приезжал и Заур Дадаев (обвиняется в исполнении убийства Немцова). Правда, в беседах он участия не принимал. Таким образом, получается, что и фигуранты дел об убийстве Руслана Ямадаева, и фигуранты дела об убийстве Бориса Немцова общались с одним и тем же высокопоставленным представителем Чечни. «К нему у следствия накопилось немало вопросов», - отметил собеседник агентства.
Если по «делу Немцова» человек, поддерживающий прямые контакты с высокопоставленным представителем Чечни (Руслан Геремеев), для СК РФ недоступен. То с фигурантами дела об убийстве Руслана Ямадаева и покушении на Антонова ситуация в последнее время упростилась. Хацуев отбывает длительный срок в одной из самых тяжелых для пребывания колоний.
В 2012 году Тутевич, по данным «Росбалта», пытался разговорить Хацуева в колонии о «заказчиках» преступлений, но тот тогда давать показания отказался. Герман Горбунцов, ставший свидетелем переговоров, в том числе с представителями Чечни, о «заказе» преступлений готов сотрудничать с СК РФ, осталось только решить проблемы с английскими властями.
Еще один свидетель этих переговоров – бизнесмен Владимир Антонов (сын Александра Антонова) - долгое время находился в Англии. Однако и он сейчас стал доступен для СК РФ. Великобритания приняла решения об экстрадиции Владимира Антонова в Литву. Однако он предусмотрительно заранее уехал из Лондона в Москву, где фактически стал невыездным, так как находится в международном розыске.
Упростилась работа следствия и с банкиром Петром Чувилиным, который собственно и привлек высокопоставленных чеченцев для участия в бизнес-споре с Антоновым. Ранее Чувилин ничего не рассказывал следствию, но сейчас он находится под стражей по обвинению в мошенничестве. А, как известно, СИЗО делает людей более склонными к сотрудничеству.
Герман Александров