Posted 17 июля 2015, 15:07

Published 17 июля 2015, 15:07

Modified 31 марта, 07:09

Updated 31 марта, 07:09

Откуда у хлопцев вайнахская грусть

17 июля 2015, 15:07
Крымские чиновники, похоже, допекли Кремль. Полпреда в КФО они явно не боятся, а ФСБ столкнулась с противодействием. В итоге Москва переводит округ под прямое управление. Но откуда вообще такая дерзость в дотационном регионе?

Дерзкую раскрепощенность бывших украинских чиновников в Крыму объясняют гарантиями сохранения их постов и бизнесов, якобы полученными от первых лиц РФ в ходе "Крымской весны". Но вечно платить по этим счетам, закрывая глаза на коррупцию и произвол в политически чувствительном регионе, Москва явно не готова: Крым и Севастополь переводят на прямое внешнее управление.

Уходящая неделя ознаменовалась двумя громкими скандалами в КФО. В понедельник крымский премьер Сергей Аксенов в «кадыровском» стиле публично отказался повиноваться кому-либо еще, кроме Владимира Путина. А в среду по федеральным телеканалам прошел сюжет о строительном беспределе в Севастополе, к которому причастен экс-министр обороны Украины и олигарх Павел Лебедев, пользующийся странной любовью российского правительства города.

Конфликт между Аксеновым и спецслужбами РФ возник, когда последние занялись его подчиненными. Сначала от должности был отстранен министр имущественных и земельных отношений Крыма Александр Гордецкий. Выяснилось, что он отдал украинской компании в аренду на 25 лет санаторий в Симеизе по ставке $1,5 за квадратный метр. Затем крымское УФСБ задержало местного министра промполитики Андрея Скрынника, подозреваемого в присвоении имущества в Бахчисарайском районе на сумму свыше 48 млн. рублей. На следующий день под домашний арест попал главный налоговик Крыма Николай Кочанов. Он передал оперативнику ФСБ 300 тысяч рублей за отказ от уголовного преследования своего сына, без документов вывозившего тысячи тонн песка из Багеровского карьера для застройки южного берега.

Разгневанный этим крымский премьер создал беспрецедентную спецкомиссию по защите крымских чиновников от федеральных правоохранителей. Согласно распоряжению Аксенова, Следком, ФСБ и Прокуратура обязаны «незамедлительно информировать» об уголовном преследовании госслужащих и предоставлять все материалы по таким делам. И если члены комиссии решат, что дело возбудили незаконно, они пожалуются лично Владимиру Путину. Руководителем комиссии Аксенов объявил полпреда президента РФ в КФО Олега Белавенцева, чьих публичных возражений по этому поводу отчего-то не последовало.

Это решение не просто противоречило законам РФ, это был открытый вызов вертикали. Улаживать скандал в Крым оперативно прилетели сначала премьер Дмитрий Медведев, а затем глава Совфеда Валентина Матвиенко. Сообщение о создании комиссии с сайта правительства Крыма сняли, однако Медведев предложил ввести в состав крымского совмина, а заодно и Севастополя, федеральных замминистров. Владимир Путин поддержал предложение.

Конфликт, казалось бы, поугас, однако в минувший понедельник в эфире телеканала «Первый крымский» Сергей Аксенов сделал ряд новых резких заявлений. «Они все (федеральные следователи – прим. ред.) говорят, что […] крымский чиновник даже с отрубленной головой будет воровать. Слушайте, ничем мы не отличаемся от других субъектов Российской Федерации, вообще ничем. Никаким зашкаливающим уровнем (коррупции – прим. ред.)», — заявил Аксенов.

«Почему возник вопрос создания комиссии и всего остального. […] Когда начали Крым тут обвинять в ситуациях, знаете почему? Потому что мы попросили, я и представитель президента (Белавенцев, — прим. ред.), полномочий по увольнению федеральных структур на месте. Я сегодня не могу уволить ни одного федерального чиновника, инспектора», — заявил Аксенов. Позже в интервью «Медузе» Аксенов объяснил создание комиссии необходимостью желающим «пилить», которые заходят с материка и пытаются компрометировать местную власть, привлекая правоохранителей.

Как и Рамзан Кадыров, Сергей Аксенов утверждает, что готов выполнить любой приказ Путина лично - но больше никому в стране подчиняться не намерен. «Если бы у главы государства были ко мне вопросы – он бы мне позвонил и сказал: Сергей, сделай так-то. Но он этого не сделал. Раз руководитель мне не звонил, мне никто свою волю здесь кроме него диктовать не будет. И никакие службы не заставят изменить позицию», - заявил он.

Аксенов также заявил, что «мы отменили наше решение (по созданию спецкомиссии – прим. ред.) потому, что федеральное законодательство не стыкуются с нашим решением». Вадим Мордашов, юрист и депутат Верховного Совета Крыма 1-го созыва, этим изумлен. «Может я что-то не так понял, но все должно быть с точностью до наоборот. А именно – федеральное законодательство первично по отношению к нормативным актам всех регионов России. И для распоряжений главы Крыма тут не может быть исключений, поскольку Крым является субъектом РФ, а не самостоятельным государством», - напомнил «Росбалту» эксперт.

Впрочем, дело не только в Аксенове и его команде, состоящей из чиновников-бизнесменов, глубоко встроенных в неформальную экономику полуострова еще при Украине. Если Москва по тем или иным причинам решила их не менять, то десант российских управленцев, делегированных в прошлом году на полуостров, призван был установить над ними эффективный контроль. Однако этого не произошло. Мало того, напомним, Сергей Аксенов включил в скандальную «спецкомиссию по защите взяточников» полпреда президента.

По данным Татьяны Савицкой, активиста крымской Русской общины «Соболь», выступающей против захватов земли в Крыму, «полпред не знал об этом, и через два дня формулировка изменилась с «главы комиссии» на «главу комиссии по его желанию». Но, так или иначе, говорит Савицкая, это можно трактовать как признаки потери Белавенцевым контроля над ситуацией в КФО.

Тем временем, по мнению Вадима Мордашова, в Крыму назревает социальный взрыв. «Посетите базар, прокатитесь в троллейбусах: масса людей без работы, масса разорившихся предпринимателей, налицо "отжим" собственности, - говорит он. - Люди ожидали, что с приходом России уменьшится коррупция, а на деле стало еще хуже - всюду мздоимцы. То, что ФСБ открыла массу уголовных дел по фигурантам "команды победителей", воодушевило крымчан. Появилась надежда, что Москва наведет порядок. Если нет - то вся безработная и разорившаяся масса хлынет на площади. России такое надо? Думаю, что нет».

Недовольство было, в общем, прогнозируемо: большинство местных бизнесов потеряли украинских партнеров, и многие до сих пор не обрели адекватной замены в лице российских контрагентов. А более 90% юрлиц в Крыму - это малый и средний бизнес, дающий людям работу.

Однако крымский правозащитник Жан Запрута считает, что разочарований в российских реалиях у крымчан было бы меньше, если бы не кумовство новой власти и «незаконный и безумный отъем частной собственности». По словам Запруты, выборочно и произвольно национализованная собственность «передана в неэффективные ГУПы, многие из которых уже в скором времени сами будут просить деньги из бюджета Крыма», дотационность которого за минувшие два года выросла с 30% до 85%.

«Кадровая политика, основанная на «своих парнях» и «силе ополчения», не способна к восприятию обоснованной критики и соответственно обречена на системные ошибки, - отмечает правозащитник. - Результат — непрекращающиеся жалобы в правоохранительные органы и суды, доля которых в отношении властей Крыма возросла в разы, при этом идет неприкрытое вмешательство главы республики для получения не законного, а справедливого, по мнению Аксенова, решения. Отсюда резкое возрастание негативного настроения у людей с активной жизненной позицией».

Недовольство властями нарастает и в Севастополе, который является отдельным субъектом федерации, но также входит в Крымский федеральный округ. Цены здесь выше симферопольских, зарплаты такие же низкие, остро не хватает школ и детсадов, в больницах – месячные очереди, а с работой так же плохо. Состояние дорог за 2014 год стало хуже, чем при Украине, поскольку выделенные Москвой деньги на их ремонт были разворованы новыми чиновниками, дворы Севастополя завалены мусором. Но, пожалуй, главная проблема «города русской славы» – это продолжающаяся с украинских времен незаконная застройка береговой линии и заповедников, в ходе которой горожане и туристы лишаются выхода к морю, а реликтовые растения и археологические памятники варварски уничтожаются.

Большинство застройщиков в городе – компании украинских чиновников и бизнесменов, крупнейший из которых - экс-глава минобороны Украины Павел Лебедев. После событий на Майдане он остался в Крыму и получил гражданство РФ. Несмотря на многочисленные нарушения его компаниями российского законодательства, в частности водного кодекса РФ, этот гражданин пользуется максимальным расположением новых властей Севастополя, позируя перед СМИ с губернатором Сергеем Меняйло.

В минувшую среду по федеральным телеканалам прокатился сюжет о посещении виллы Лебедева, загородившей выход к берегу и на пляж членами крымской общественной организации «Чистый берег». У Лебедева утверждают, что никаких нарушений нет, но репортажи об акции вызвали переполох в правительстве города, где, на фоне обострения конфликта с местным Заксобранием, ждут прибытия федеральных вице-губернаторов.

«За ситуацией в КФО следят многие, в том числе за рубежом, и от её развития зависит очень многое в России, - отмечает первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук. - Отсылки местных чиновников к неизжитым украинским привычкам не совсем понятны: в составе Украины Крым всегда позиционировал себя как нечто особенное, русское, так что, по идее, это он должен учить Россию образцовому чиновничьему стилю. Тем не менее, регион оказался не совсем готов к российской системе должностной ответственности и субординации. Про кумовство в местной власти надо сказать особо. В Крыму, только что ставшем чуть ли не «родным» для каждого жителя страны, такие вещи строго противопоказаны, поскольку всегда найдутся желающие заявить, что «в Украине было лучше», - предупреждает эксперт.

Источник «Росбалта», знакомый с ситуацией в коридорах власти Крыма, связывает дерзость Сергея Аксенова с гарантиями сохранения постов и бизнеса, которые ему и спикеру Госсовета Крыма Владимиру Константинову, якобы, дал прошлой весной перед референдумом о воссоединении с РФ лично Владимир Путин, и которые в Симферополе с тех пор стали толковать уж слишком широко.

Слухи о подобных гарантиях ходят и в Севастополе относительно Павла Лебедева, который, якобы, обеспечил непротивление украинских военных "вежливым людям" полтора года назад. Однако, будь это так, собственность экс-министра обороны в Киеве наверняка была бы конфискована подобно собственности других членов правительства Януковича, чего, по некоторым данным, не произошло. Да и вряд ли даже реальные заслуги дают кому-то индульгенцию на строительное беззаконие.

«Все это иллюзии, что кто-то снимать будет, пришлют правительство, я тут буду свадебным генералом, - заявил на этой неделе журналистам крымский премьер. - Я им никогда не был и не буду. Здесь от меня наплакалось достаточно большое количество людей. Все эти вопросы, что под Аксенова копают, сейчас кого-то пришлют. Друзья мои, я не тот, кем манипулируют. Слушайте, я упереться так могу, что никто никого не пришлет. Я сегодня провожал Дмитрия Анатольевича – мы нормально попрощались».

Опрошенные «Росбалтом» эксперты не советуют крымским чиновникам переоценивать терпение Москвы. «Если крымчан и севастопольцев не будет устраивать деятельность власти, любые заверения о поддержке из центра могут быть дезавуированы, - убежден Григорий Трофимчук. - В этом смысле характерны слова посетившей Крым Валентины Матвиенко: «Но чтобы (вам) эту поддержку сохранять, люди должны видеть реальное движение вперед, реальные перемены и в экономике, и в социальной сфере».

Виктор Ядуха

Подпишитесь