Мировые и черногорские СМИ тиражируют заявление главы Североатлантического альянса Йенса Столтенберга на недавней пресс-конференции в центральном штабе организации в Брюсселе: «Мы не будем откладывать решение о приглашении Черногории в НАТО». Речь идет о том, что уже в конце этого года, в декабре, а не в следующем - летом, как предполагалось ранее, Подгорица может получить, наконец-то, то, о чем ее власти твердят с 2007-го – членство в самом мощном военно-политическом альянсе мира.
Восемь лет назад, то есть спустя два года после провозглашения независимости, страна под руководством тогдашнего лидера Мило Джукановича подала заявку на вступление в НАТО. Через год Подгорица получила статус кандидата, а через два - План действий по членству в НАТО, в котором главным условием участия стала реформа оборонного сектора страны. Что в переводе на более понятный язык означает переход военной сферы Черногории на стандарты НАТО, потому что никакого оборонного сектора в крошечной стране с 600 тыс. граждан не существует. И руку к этому приложил непосредственно сам Альянс. (Как шутят сами аборигены, весь военно-морской флот страны состоит из одного ржавого корабля.)
С натовским домашним заданием Черногория справилась, очевидно, досрочно: как заявил на днях командующий силами НАТО в Европе американский генерал Филип Бридлав, в военном аспекте Подгорица уже готова к вступлению в эту организацию.
Однако главной проблемой для властей Черногории все еще остается отношение населения к этой довольно чувствительной для него теме. В стране до сих пор так и не проведен референдум о вступлении в НАТО. Ведь, несмотря на уверения властей, что число сторонников такого членства растет не по годам, а по часам, на самом деле это вовсе не так. Местное население в большинстве своем против вступления в Альянс – достаточно просто поговорить об этом с черногорцами в любой кафане (кофейне), и настроения обнажатся.
Первая и главная причина не любить НАТО у черногорцев и сербов, проживающих в Европе на Адриатическом побережье, – это память о том, как этот самый НАТО «миротворчески» бомбил их 16 лет назад, в 1999 году. Больше всего досталось, конечно, Белграду. Но и в Черногорию тоже прилетела западная демократия на крыльях натовских бомбардировщиков.
Из послевоенного отчета самого Альянса видно, что первой ее (демократии) жертвой в начале апреля 1999 года стал Саша Стоич, 19-летний серб, из-за бомбежки военной базы в Даниловграде. Затем были отбомблены военный аэродром и гражданский аэропорт «Голубовцы» в Подгорице.
Видимо, из-за ошибки военных бомбы упали также на подгорицкие фермерские хозяйства, ранив трех человек. А 27 апреля 1999-го за три захода был разнесен военный подземный аэропорт «Шипчаник» вкупе с 26 самолетами югославской армии. (После провозглашения независимости на этом месте в туннеле был обустроен зал для дегустации прославленного черногорского вина компании «Плантаже», доступ к нему для туристов открыли только в прошлом году.)
Больше всех не повезло жителям общины Плав - 30 апреля 1999-го на село Мурино упало 17 натовских бомб, разрушив мост и десятки домов; погибли шесть человек, и трое из них - дети. (Там сейчас стоит памятник тем ужасным и печальным событиям.)
Мало кто знает, что бомбы, - к тому же не обычные, а с обедненным ураном, - падали в самых что ни на есть курортных местах Черногории. В частности, на полуострове Луштица, что лежит как раз напротив древнего и очаровательного городка Герцег-Нови. Причем, случилось это 30 мая 1999-го, всего за несколько дней до подписания соглашения о выводе югославских военных и полиции из Косово и Метохии.
Как отмечается в международных отчетах, самолет А-10 американских ВВС дважды «опылял» полуостров Луштица, в недрах которого скрывались водные ангары для субмарин, опасными бомбами с обедненным ураном. Как сообщают сербские СМИ, по признанию самого НАТО, всего по полуострову Луштица было выпущено 400 таких снарядов. При этом было ранено двое солдат югославской армии.
В 2001 году проводилась дезактивация полуострова; по сообщениям балканской печати, с февраля по июнь 2001-го здесь были найдены 103 целых снаряда и 38 кг их фрагментов, а позднее - еще около 387 снарядов. Указывается, что 13 таких опасных «игрушек» упали в море – до сих пор их так никто и не искал. Сразу после атлантическо-югославской войны якобы не нашлось необходимого оборудования, а сейчас, когда объявлено, что Черногория вот-вот станет членом НАТО, политически, видимо, нецелесообразно. (Здоровье граждан в расчет, как обычно, не берется.)
Замечу, что бомбардировки зарядами с обедненным ураном пришлись на место, которое находится недалеко от популярных морских пляжей Жанице и Мириште. Считается, что здесь самое чистое море – ежедневно сотни туристов отправляются туда на частных плавсредствах, чтобы отдохнуть в уединении, понырять с аквалангами, наслаждаясь красотами подводного мира.
Полуострову Луштица не повезло дважды. Второй раз, когда именно его мыс Арза был выбран как место захоронения упавших с неба натовских подарков. По данным черногорских СМИ, именно здесь были захоронены 70 тонн снятой с мест бомбардировок земли с обедненным ураном, а также – сами «подарки». Естественно, никаких указателей на точное место могильника там не наблюдается. Но некоторые российские блогеры, перебравшиеся жить в Черногорию, провели собственное расследование, побывав на мысе Арза, выслушав пояснения местных жителей и определив точное место бетонных бункеров (могильников) с отходами. Они – в 500 метрах от древней австро-венгерской крепости на этом мысе. Четыре безымянных бетонных бункера – слева от нее.
В 2010 году местная оппозиционная газета «Дан» сообщала о повышении уровня радиации на мысе Арза в десять раз, однако власть не подтвердила, но и не опровергла эту тревожную новость. По сообщениям в Интернете озабоченных черногорских граждан и российских туристов, сегодня уровни радиации в местах бомбардировок НАТО боезарядами с обедненным ураном в пределах нормы.
Сейчас на Луштице египетская строительная компания «Ораском» затеяла возведение элитных коттеджных поселков. А в Кумборе, что напротив полуострова, бывшем военном городке, азербайджанские бизнесмены готовят площадку для нескольких пятизвездочных отелей и прочей туристической инфраструктуры. Потенциальным покупателям информацию о натовских бомбардировках с опасными для здоровья компонентами в боезарядах и о соседстве с могильниками с низкорадиоактивными отходами ни продавцы, ни власть не сообщают и, видимо, не собираются этого делать в будущем.
И это понятно. Властям особо небезопасно бередить эти давние сербские и черногорские раны сейчас, когда бомбившее их страну НАТО снизошло, наконец, и пообещало принять молодую страну в свои ряды – да еще и досрочно. Поэтому главное сегодня для «ловца» - не спугнуть «зверя».
Напротив, премьер-министр Черногории Мило Джуканович не без дальнего прицела сообщил недавно на всемирном форуме по безопасности в Братиславе о тенденции к увеличению сторонников вступления в НАТО среди черногорцев, сославшись на данные социологического опроса, проведенного компанией DAMAR с 8 по 14 июня сего года. В нем утверждается, что за вступление в Североатлантический альянс проголосовали 41,6 процента опрошенных граждан, против — 39,7. То есть впервые число тех, кто «за», превысило количество тех, кто «против». Но если учесть, что за 10 лет независимости при тотальном промывании мозгов граждан (с помощью и денег Альянса) властям так и не удалось добиться большинства, желающего пойти под зонтик НАТО, то эти цифры, если даже они и правдивы, слабое утешение для власть предержащих в Подгорице.
Впрочем, они попробовали не только подсластить пилюлю социологией руководству НАТО в Брюсселе, но также и рассказали о халве Москве. Премьер-министр страны Мило Джуканович в очередной раз заверил главу российского правительства Дмитрия Медведева в послании по случаю Дня России: «Присоединение Черногории к евроатлантической интеграции не станет препятствием для развития отношений с партнерами и друзьями - такими, как Россия». «Евроатлантическая интеграция» - так теперь стыдливо называют в Подгорице вступление в НАТО и поддержку санкций против России.
Алла Ярошинская