Posted 28 мая 2015, 12:14
Published 28 мая 2015, 12:14
Modified 31 марта 2024, 07:54
Updated 31 марта 2024, 07:54
24 марта 2015 года при получении взятки в размере одного миллиона рублей от директора петербургской саморегулируемой организации НП «Первое строительное объединение» Николая Сорокина были задержаны два сотрудника отдела контроля аппарата Национального объединения строительных СРО (НОСТРОЙ) Владимир Шадрин и Владимир Богачев. Задержание произошло в московском офисе Национального объединениястроителей при передаче меченых купюр. В свете обстоятельств, открывшихся в ходе следствия, может оказаться, что в данном случае взяткодатель и задержанные действовали по взаимному согласию, а само задержание были организовано с целью фальсифицировать коррупционный скандал и увести внимание контрольных органов от нарушений в «Первом строительном объединении» (СРО НП «ПСО»).
Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) – это ассоциация строительных саморегулируемых организаций, которая всего полгода назад получила право проверять деятельность своих членов — строительных СРО на соответствие действующему законодательству. В случае выявления неустранимых нарушений НОСТРОЙ может инициировать закрытие проверяемой организации и прекращение ее дальнейшей работы. Документы на проверку затребовали и в организации, где работает директором Николай Сорокин. По словам Сорокина, сотрудники контрольного управления НОСТРОЙ вымогали у него деньги за сокрытие нарушений, выявленных ими в ходе проверки его СРО. Сам Сорокин называет выявленные нарушения «легко устранимыми», а действия сотрудников аппарата НОСТРОЙ «вымогательством».
Однако информация, просочившаяся в СМИ через два месяца после задержания, позволяет увидеть данную историю совсем в другом свете. Предполагаемая жертва может оказаться главным фигурантом этой коррупционной истории.
«Почти сразу после задержания выяснилось, что Сорокин имел дела и встречался с одним из задержанных еще в 2012-13 году, когда тот работал в Ростехнадзоре», — рассказал на условиях анонимности оперативник, участвовавший в задержании. По мнению сотрудника органов, «взяточники» из НОСТРОЙ, якобы получая деньги за сокрытие результатов проверки, изначально отрабатывали заказ директора СРО «Первое строительное объединение» Николая Сорокина и бывшего члена совета этой организации Романа Фомина.Сотрудники НОСТРОЙ согласились принять участие в инсценировке передачи взятки с последующим задержанием «за соответствующее вознаграждение и под гарантии дальнейшего трудоустройства независимыми консультантами» в одной из организаций, аффилированных с СРО НП «Первое строительное объединение».
Первые проверки документов строительных саморегулируемых организаций со стороны НОСТРОЙ начались в конце прошлого года. По словам источника, тогда же у руководителей «Перового строительного объединения» появилась идея скрыть нарушения, выявление которых могло привести к ликвидации СРО,через провокациюследственных действий по факту вымогательства взятки со стороны проверяющих. В этом случае документы, предоставленные для проверки, изымаются следствием, а сама организация представляется жертвой коррупционных действий со стороны органов надзора. Главным итогом коррупционного скандала должно было стать спокойное продолжение работы СРО и отставка действующего руководства НОСТРОЙ. Данный сценарий обсуждался с одним из задержанных еще в декабре 2014 года. Второй сотрудник аппарата Национального объединения СРО был вовлечен в дело позже усилиями своего коллеги. «Судя по всему, парней не предупредили, что дело будет таким шумным и гнилым», — приводит слова источника сайт «Честный строитель.рф».
Насколько достоверна данная информация, покажут официальные результаты следствия. Однако есть несколько моментов, говорящих в пользу этой версии.
Во-первых, Николай Сорокин сам признает, что в ходе проверки НП СРО «Первое объединение строителей» были выявлены нарушения и запрошены дополнительные отчетные материалы. Сейчас все документы изъяты следствием, так что доподлинно неизвестно, какие именно нарушения были обнаружены, однако в профессиональном сообществе поговаривают о недостаче размером не менее 80 миллионов рублей.
Уже после задержания взяточников Совет Национального объединения строителей 9 апреля 2015 года принял решение повторно рассмотреть документы, с которыми работали задержанные сотрудники. Через неделю после этого решения Николай Сорокин,вместо того чтобы предоставить доказательства устранения нарушений, провел пресс-конференцию, в ходе которой обвинил руководство объединения в коррупции и потребовал созыва чрезвычайного внеочередного съезда НОСТРОЙ. А после того как Совет НОСТРОЙ 18 мая 2015 года вновь подтвердил свое решение проверить деятельность СРО НП «Первое строительное объединение» и повторно запросить у СРО документы для проверки, Сорокин потребовал изменить федеральное законодательство и лишить НОСТРОЙ права направлять такие запросы в его организацию. Также можно отметить, что Сорокин неоднократно публично и уверенно заявлял о привычке к коррупционной практике у частников дела, что говорит, в том числе, и о его глубокой личной осведомленности и причастности к данному вопросу.
Поведение сотрудника НОСТРОЙ, привычного, по словам Сорокина, к взяткам, также можно понять. В настоящее время в сфере надзора над строительными СРО происходят глубокие изменения, связанные с фиксацией всех решений и действий СРО в Едином государственном реестре. Эти перемены лишают любителей закрывать глаза на нарушения в деятельности строительных СРО немалого источника дополнительных доходов. Место в надзоре над саморегулируемыми организациями становится «бесперспективным», а возможность обеспечить себе «достойное будущее» ценой простой смены сферы деятельности – весьма заманчивой.
Есть еще один момент, говорящий в пользу версии сговора против руководства НОСТРОЙ. Николай Сорокин и Роман Фомин оба работают в Автономной некоммерческой организации «Институт проблем саморегулирования» (АНО «ИПС») – один по совместительству, в качестве исполнительного директора, второй – в качестве проректора этого института. А возглавляет и руководит работой АНО «ИПС» экс-руководитель Росстроя, бывший фигурант уголовного дела о хищении бюджетных средств Владимир Аверченко, который всего год назад участвовал в выборах на пост президента НОСТРОЙ, но не смог войти в список кандидатов для голосования. Вполне возможно, что неудачливый кандидат не отступил от своих притязаний на этот пост, а коррупционный скандал – удобный повод потеснить бывшего соперника.
Если изложенная выше информация верна и ниточки скандала тянутся в «Институт проблем саморегулирования», то наиболее вероятным и главным автором сценария, реализованного Сорокиным, может являться проректор «Института проблем саморегулирования» Роман Фомин. Именно через него проходят финансовые потоки, поступающие на проекты ИПС от руководителей нескольких СРО, участвующих в непубличной деятельности этой организации, именно он занимается оперативным планированием и координацией работы этого «института».
В завершение добавим, что основная деятельность строительных СРО связана с обеспечением качества и безопасности строительства, а также финансовой ответственности строительных компаний. Размер компенсационного фонда строительной СРО по закону должен быть не менее 30 млн рублей, в крупных саморегулируемых организациях он может составлять более миллиарда. Саморегулирование в строительстве пришло на смену лицензированию всего пять лет назад, и система надзора над деятельностью строительных СРО все еще находится в стадии формирования. Министерство строительства и ЖКХ России отвело на создание эффективной системы надзора над СРО всего один год – 2015-й, и коррупционный скандал, связанный с функциями надзора, никак не идет на пользу этому развивающемуся институту.
25 мая 2015 года восемь саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ обратились к строительному сообществу с открытым письмом, в котором дали резко негативную оценку публичной активности директора СРО НП «Первое строительное объединение».
Источник «Бизнесдиалог»