Posted 27 мая 2015, 17:34
Published 27 мая 2015, 17:34
Modified 31 марта 2024, 07:55
Updated 31 марта 2024, 07:55
Ситуация с гребным спортом в Петербурге выглядит удручающе. В советское время на островах города существовало порядка 20 клубов. Сегодня остались считанные единицы. Точную цифру назвать сложно.
Сами ветераны гребли, тренеры, спортивные функционеры с трудом ведут подсчеты. Кто-то говорит об одном, кто-то о полутора-двух, кто-то насчитывает аж целых пять. Все зависит от того, что именно подразумевать под этим самым гребным клубом.
В городе существует школа высшего спортивного мастерства «Стрела». При этом структурным подразделением ШВСМ с недавних пор стал некогда самостоятельный, легендарный гребной клуб «Знамя». В прошлом году «Знамя» отпраздновало 125-летие. На базу приезжал губернатор Георгий Полтавченко, и после визита градоначальника на деятельность клуба стало поступать какое-никакое, но финансирование. Есть и клуб «Энергия». Однако он был вынужден сменить свою дислокацию из-за строительства коттеджей для сотрудников Конституционного суда. Легендарное же «Динамо» продолжает существовать, но в виде школы при Петроградском районе. Что будет с организацией дальше, сказать трудно. Все довольно условно и неопределенно.
В своих бедах сами гребцы винят беспокойные 90-е годы и профсоюзы, на балансе которых значилось имущество клубов. То же «Знамя» вкусило всю прелесть тех лет. В числе прочих арендаторов, которые вообще не имели никакого отношения к спорту, в историческом здании на Вязовой улице квартировали, например, знаменитый депутат Государственной думы Михаил Глущенко (здесь располагалась его приемная), а также «ночной губернатор» Петербурга Владимир Барсуков-Кумарин (здесь находился его кабинет). На участке появились ресторан, автомастерская, корты. Тут уже было не до традиций. О том, что на Олимпийских играх 1960 года в Риме советская гребная сборная была на 85% укомплектована воспитанниками «Знамени», никто не вспоминал.
После того как Георгию Полтавченко был вручен членский билет Петербургского гребного общества №1, появилась надежда на возрождение «Знамени». Однако пока, если оно и происходит, то совсем не так, как того бы желали старожилы. Они не думают, что клуб должен оставаться филиалом ВШСМ «Стрела».
Президент Петербургского гребного общества, д. э. н., профессор Виктор Богачев считает, что «Знамя» должно быть юридически самостоятельной организацией, у которой будет отдельное финансирование. По сути клуб сегодня существует на правах арендатора при спортивной школе.
«Мы здесь как гости. Нам будут говорить, что нас здесь просто терпят. Но у нас нет никакой информации о том, как проходит ремонт здания. Мы видим в ремонте недостатки, но сделать ничего не можем. Наши пожелания игнорируются. Мы ничего не знаем о перспективах развития клуба... В «Стрелу» приходишь, а там сразу рамка, как в Смольном. Потом турникет, затем два охранника. Административный персонал - 150 человек. А клуб должен быть родным домом для гребцов”, - сетует Богачев.
Кроме этого, «Стрела» - это многопрофильная организация. В ВШСМ занимаются не только гребным спортом, но и парусным, водно-моторным, триатлоном, кануполо.
«Мы в ВШСМ находимся на «надцатом» месте. Наши интересы в школе никак не представлены. Если и возрождать «Знамя», то в том виде, в котором оно существовало раньше. А идеи и проекты у нас есть», - констатирует президент общества.
Сейчас места для тренировок оставляют желать лучшего. Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР Олег Голованов вспоминает, как в свое время тренировался двукратный олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, почетный гражданин Петербурга Юрий Тюкалов.
«Он в залив выходил, а там от пограничников на мелководье уходил, они его достать не могли. Можно было пройти пять, десять, пятнадцать, двадцать километров вокруг островов. Дистанция позволяла. Я помню, как гребцы с речными трамвайчиками соревновались», - обрисовал послевоенную жизнь спортсменов Голованов. Теперь же, по его словам, гребцы загнаны в «канаву». Именно так спортсмены называют гребной канал, который зажат с одной стороны долгостроем «Зенит-Арены», а с другой - стройплощадкой спортивно-оздоровительного центра «с акцентом на борьбу» и яхт-клуба «Явара-Нева» на Бычьем острове, генеральным директором которого является Аркадий Ротенберг. Дистанция на «канаве» - километр. При этом дорожек не восемь, как должно быть, а всего четыре. Спортивное мастерство на этом объекте явно не отточить.
НИИ Генплана Петербурга в свое время разрабатывал девять предложений по созданию нового гребного канала. Восемь из них были отправлены под нож. Сегодня, по словам специалистов, единственным вариантом является организация трассы на акватории рядом с парком 300-летия Петербурга. Но эти планы под вопросом. Кроме этого, гребцов начали терроризировать владельцы катеров и гидроциклов. Они не имеют права выходить «на речку», но запрет им не писан. Все зависит от моральных принципов.
«Катера и гидроциклы появились здесь, когда ушла гребля. Естественно, что они катались в свое удовольствие. И вот в 2012 году нежданно-негаданно начали выползать какие-то спортсмены. Они нас просто стали душить. Один раз лодку переехали. Мы писали письма. Обратились в МЧС. Они хоть и не имеют права гидроциклистов арестовывать, так пусть хотя бы не пускают....У нас выходят на воду дети, ветераны. Хотя в последнее время к нам появилось какое-то уважение. Они стали сбавлять скорость», - рисует современную картину жизни на Невках директор клуба «Энергия» Светлана Суворова.
Тренер «Знамени» Максим Николаев признается, что во время работы с ребятами на воде у него буквально «трясутся коленки». Непонятно, чего ожидать от лихачей на катерах. «Это все равно, что ребенка выпустить на кольцевую автодорогу на велосипеде покататься», - говорит он. Тяжелейшие условия для гребли создает и гранит, в который одеваются берега петербургских рек.
Заслуженный мастер спорта по академической гребле, пятикратная чемпионка Европы, семикратная чемпионка мира среди ветеранов спорта по академической гребле Галина Вечерковская признается, что если ей, опытному гребцу, непросто тренироваться в таких условиях, то новичкам это вообще не под силу.
«Теперь, если пройдет какой-нибудь катер или пароходик, то тебя болтать будет из стороны в сторону в течение 45 минут. И это я говорю, опытный человек. А что ощущает молодежь? Раньше мы шли на «Динамо», там вода была не одетая в гранит, а теперь нам куда идти», - недоумевает Вечерковская.
Проблемой для гребцов является и элитное жилье. Отдельные комплексы с видом на воду обзаводятся собственными «портами». В рекламных буклетах так и указывается, что дом имеет собственные причалы для катеров. То, что эти причалы возводят на месте прохождения традиционных гребных дистанций, мало кого волнует, кроме самих спортсменов. Впрочем, от элитных построек пострадали не только гребцы. Жилые дома высятся на тех территориях, где когда-то тренировались ленинградские легенды - волейбольный «Автомобилист» Вячеслава Платонова и баскетбольный «Спартак» Владимира Кондрашина.
Ветераны петербургской гребли характеризуют свое сегодняшнее положение словосочетанием «ниже плинтуса». Интересно, что произносить его можно, даже когда у главы города в кармане лежит членский билет петербургского гребного общества за №1.