Posted 20 мая 2015, 19:25
Published 20 мая 2015, 19:25
Modified 31 марта, 08:01
Updated 31 марта, 08:01
Главный страх молодёжи и пожилых – лишиться материальных средств к существованию (68% и 92%). Для 90% подростков свобода ассоциируется с деньгами. Счастье – в деньгах, это главная, вслед за элитами, жизненная установка большинства россиян.
Нехитрую деятельность российской элиты (100-200 правящих семей) можно кратко описать так: добывать полезные ископаемые, продавать их за границу, а деньги оставлять там же. Внутри же России и по её периферии безопасность и покой можно купить деньгами за вырученные ресурсы. В итоге деньги для элиты не только самоцель, но и способ физического существования – без денег она будет сметена многочисленными претендентами на экспортные скважины и рудники (вероятно, и лишена жизни).
Вслед за элитой установку «деньги как смысл существования» переняли и подданные, для которых монетаризация скорее копирующая модель поведения верхов, а не вопрос безопасности. Счастье – в деньгах, так теперь можно охарактеризовать главную жизненную установку большинства россиян. Исследование социолога Светланы Абрамовой, опубликованное в «Известиях Волгоградского технического университета» (№7, 2010 год), показывает, насколько глубоко проникло в установки россиян, особенно молодёжи, «монетарное сознание».
В сознании молодежи счастье предстает ценностью, достаточно соотносимой с деньгами: более половины опрошенных (56%) согласны с тем, что одним из составляющих понятия «счастливый человек» является деньги. В отличие от молодёжи, в сознании старшего поколения категория «счастье» представляется не слишком материализированной: 60% опрошенных не согласны с мнением о неразрывности и взаимосвязи указанных категорий. Но говоря о событиях, вызывающих наибольшие опасения, и молодежь (68%), и поколение 45-55-летних (92%) чаще всего указывают на боязнь лишиться материальных средств к существованию. То есть люди среднего и старше среднего возраста даже в большей степени признают ценность денег, чем молодёжь.
Эмоциональность перестает быть атрибутом близких отношений. Более половины опрошенных заявляют, что им симпатичней, ближе те люди, которые сдерживают свои эмоции. Очевидно, что эмоциональная сдержанность (и даже скрытность) оказывается в ещё большей чести, когда речь заходит о рабочих взаимоотношениях.
Для современных подростков деньги нередко становятся прямым условием возможности установления и поддержания дружеских отношений со сверстниками. Подростки подчёркивают, что деньги являются условием совместного времяпрепровождения, личность сверстника оценивается в ряде случаев с точки зрения наличия у него денег.
С этой позиции показательно, что значительная часть современных россиян говорит о возможности купить за деньги не только дружбу, но и любовь, счастье, взаимопонимание. Анализ вопроса «Как вы считаете, что нельзя купить за деньги?» показал следующее: здоровье – 52%; любовь – 41%; дружбу – 29%; счастье и жизнь – по 14%; отношения и взаимопонимание – 10%; уважение – 10%; знания, талант, честность, душа, сострадание, человеческие чувства – по 1,7%.
Абсолютизации колонизация дружеского мира достигает у представителей крупного бизнеса: самым весомым фактором для них оказался «деньги-власть», ядром которого стала возможность использования денег в качестве оружия для управления или устрашения других людей, а также ориентация на покупку дружбы и любви, зависть по поводу денег, чувство личной неудовлетворенности в случае переплаты, оценки людей по деньгам, фантазии по поводу денег. Если у бедных фантазии по поводу денег связаны с потреблением, то у богатых они связаны с воздействием на других людей.
Свободный человек, в представлении респондентов, это в первую очередь человек независимый: как в принятии решений – в выборе своего дела, жизненного пути, в реализации задуманного (25%), так и независимый материально, живущий в достатке (23%). Наиболее актуальными можно считать следующие установки современных подростков: «Я чувствую себя более свободным, когда у меня есть деньги». 90% всех опрошенных выбрали это утверждение.
Колонизация внутреннего мира привела к появлению и усилению вплоть до приоритетных переживаний двух видов: по поводу наличия денег и по поводу своего отношения к деньгам. Первые связаны с тем, что любая цель требует средств для её реализации, беззатратных моделей достижения искомого результата не существует. Так, каждый третий россиянин в качестве своего главного желания указывает «выбраться из нищеты», «жить богаче». Деньги занимают в иерархии средств достижения целей доминирующую роль: поле связанных и оценённых деньгами объектов постоянно растёт, а сами деньги постепенно теряют свою специфику, становясь орудием чего угодно. Внутренняя противоречивость заключается в том, что, являясь абсолютным средством обмена, деньги становятся абсолютной целью для большинства людей. Деньги сводят все материальные и интеллектуальные цели к самим себе, а все шкалы ценностей – к шкале денежной стоимости. В результате мы приходим к противоположному выводу: поскольку деньги есть самоценность, все другие цели становятся их средствами.
Переживания второго рода основаны на представлении, что деньги в традиционном обществе (стремление к нему на данном историческом этапе провозглашает власть и слившаяся с ней церковь) представляют одно из главных культурных табу. Стремление к деньгам считается греховным, но богатство повсеместно вызывает уважение. Деньги публично презирают, но тайно вожделеют. Психологический анализ отношения к деньгам был проведен исследователем А.Б.Фенько. Оно характеризуется высокой аффективной напряжённостью, выражающейся в преобладании в структуре экономических установок фактора тревожности. Деньги сегодня – психологизированное явление.
Если рассматривать целью экономической социализации в условиях капиталистического общества формирование рыночного человека, то современные семьи сталкиваются с неизбежными сложностями. Нормативные представления взрослых граждан о том, какие ценности нужно воспитывать в современных детях, существенно отличаются от их собственного воспитания в семье. При этом представление о том, что важно для успеха (модернистские ценности), вступает в конфликт с мнением о том, каким истинным нравственным ориентирам следует учить детей (традиционалистские ценности).
В более узком смысле, экономическая социализация прививает непосредственные навыки обращения с деньгами и формирует ценностные установки по отношению к ним. Анализ суждений родителей по вопросу о влиянии денег на взаимоотношения показал: в отношениях «родители – дети» деньги действуют отрицательно только для 45% (положительно – у большинства). Проникновение денег становится приемлемым для многих семей: детям платят за хорошую учёбу, помощь по дому, уход за младшими братьями. Родители и родственники дарят детям деньги на праздники. Родители выражают с помощью денег свои чувства по отношению к детям – это самый простой и удобный способ отделаться от ребенка, в прямом смысле откупиться от своих обязанностей. Поэтому многие, уступая настойчивым просьбам ребенка дать деньги, испытывают смутное чувство вины. Воздействие денег на человека молодежь и старшее поколение оценивают не в равных пропорциях: 47% молодёжи и 67% опрошенных в возрасте 45-55 лет считают, что деньги портят людей. Сочетание стремления к деньгам и одновременно осознание порчи человека деньгами приводит к дальнейшей невротизации россиян.
Как можно было бы уменьшить монетаризацию сознания и социальных отношений россиян? Только при крайней аскетизации элит – вероятность чего приближается к нулю.
Прочитать оригинал поста в блоге Толкователя можно здесь.