Posted 30 апреля 2015, 10:19
Published 30 апреля 2015, 10:19
Modified 31 марта, 08:17
Updated 31 марта, 08:17
Бывший боец батальона «Север» Заур Дадаев, который обвиняется в убийстве Бориса Немцова, дал показания СК РФ в рамках доследственной проверки о возможном применении к нему пыток. Он рассказал об обстоятельствах своего задержания 5 марта и о своей транспортировке в неизвестное место.
Как пояснил «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, допрос Дадаева проходил в СИЗО «Лефортово», где он содержится в одной камере вместе с прапорщиком Минобороны, обвиняемым в незаконном обороте оружия. С главным фигурантом дела об убийстве Бориса Немцова беседовал сотрудник СК РФ, который занимается доследственной проверкой заявления о возможном применении к Дадаеву пыток.
Экс-боец «Севера» рассказал, что 5 марта 2015 года он вместе со своим другом, тоже служащим батальона, Рустамом Юсуповым решил провести задержание наркоторговца в рамках давно осуществляемой им лично оперативной разработки. Напарники договорились с наркосбытчиком встретиться на границе с Ингушетий, однако в последний момент тот перенес встречу в Магас.
Дадаев и Юсупов оставили табельное оружие на территории Чеченской республики, после чего на автомобиле Заура Toyota Camry поехали в Магас. Намеченная встреча должна была пройти в жилом секторе, однако там Дадаева и Юсупова ждала группа неизвестных мужчин, оказавшихся сотрудниками УФСКН Ингушетии. Они попытались задержать Рустама и Заура, однако в ходе разбирательств выяснилось, что имеет место недоразумение: бойцы «Севера» приехали задерживать наркосбытчика, а наркополицейские, один из которых и изображал «барыгу», ловили оптовых наркопокупателей.
Сотрудники УФСКН передали информацию о том, кто прибыл на встречу в свой головной офис. После беседы, перетекшей в мирное русло, все участники инциндента решили направиться в здание управления для улаживания формальностей. Дадаев сел за руль своей Toyota, рядом с ним расположился Юсупов. Наркополицейские погрузились в свой автомобиль. Когда машина с жителями Чечни, а она следовала первой, выезжала со двора, дорогу ей преградили несколько автомобилей, из которых выскочили люди в штатской одежде, но с масками на лицах.
Как отметил Дадаев, это явно были не бойцы спецназа, а рядовые оперативники. Правда, какой службы – он не знает, поскольку бойцы не представились. Неизвестные силовики с оружием в руках приказали пассажирам обоих автомобилей выйти на улицу. После этого Дадаева и Юсупова скрутили, уложили на землю, заковали в наручники и обыскали. В дальнейшем их разделили. Дадаева посадили в белую «Лада Приора» с затемненным стеклами. Там ему надели на голову мешок и повезли в неизвестном направлении.
На этот Дадаев прервал свой рассказ, заявив, что дальнейшие показания, которые касаются непосредственно пыток, он будет давать только в присутствии адвоката Комитета против пыток Евгения Губина. Именно в этот комитет он обратился с заявлением о применении к нему недозволенных приемов ведения допросов, а правозащитники передали заявление в СК РФ. Однако следователи пока отказываются допускать Губина к Дадаеву. Его следующий допрос намечен после окончания майских праздников.
По данным «Росбалта», во время беседы поднимался и вопрос о допросе Рустама Юсупова. В СК РФ полагают, что этот свидетель больше интересен защите Дадаева, но заявили, что готовы выслушать его в случае прибытия в Москву. Однако Юсупов остается действующим бойцом «Севера», поэтому на подобный визит ему нужно разрешение командиров, которые такого согласия не дают. Поэтому вопрос о допросе Рустама пока остается в «подвешенном состоянии».
Ранее Дадаев излагал такую версию событий, произошедших после задержания в Ингушетии. Согласно ей, его вывезли в неустановленное место (предположительно, на территорию Северной Осетии). Там, согласно версии Заура, к нему применялся целый комплекс издевательств: надевали полиэтиленовый пакет, лишая доступа воздуха; били по голове пластиковой бутылкой, наполненной водой; ломали уши; присоединяли к пальцам руки и ноги проводки, а затем пропускали ток. Якобы неизвестные требовали, чтобы Дадаев подписал и зачитал перед видеокамерой уже готовые признательные показания в убийстве Немцова. В случае согласия, неизвестные обещали так же отпустить на свободу Юсупова. При этом Заур слышал за стенкой крики и стоны Рустама.
Как утверждает Дадаев, он согласился с требованиями, опасаясь за безопасность как свою, так и Юсупова. В показаниях он заявлял, что машину и оружие для преступления дал некий Руслик, он же обещал вознаграждение за убийство Немцова в размере 5 млн рублей. Сейчас следствие проверяет, не являются ли Руслик и командир Дадаева по батальону "Север" Руслан Геремеев, одним и тем же лицом.
Однако потом Дадаев от этих показаний отказался, особо отметив, что ни про кого Руслика ничего не знает — это некий "мифический персонаж".
Юрий Вершов