Posted 20 апреля 2015, 16:30
Published 20 апреля 2015, 16:30
Modified 31 марта, 08:27
Updated 31 марта, 08:27
Всегда протестовал и буду протестовать против тезисов типа «главная проблема России – богатые люди», «вот если бы они насытились – тогда и бедным бы хватало». Понятно, что нужно сразу определиться в терминологии и исключить из «богатых» всех мастей воров, в том числе окологосударственных. Мы же не согласны с тем, что украденное принадлежит вору. Следовательно, вор не может быть богат, а всегда останется бедным, укравшим чужое богатство. С наследниками краденых богатств сложнее, но в России эта проблема пока малоактуальна.
Остаются те немногие, кто заработал: всю жизнь потел, корпел, карабкался, учился, ежедневно находил оптимальные решения, рисковал и в итоге победил. (Я и сам третье десятилетие карабкаюсь вверх по ступеням бизнеса, мечтая и надеясь однажды ступить на вершину). И вот, шагнув в список Forbes, победитель попадает в фокус общественного внимания. О нем начинают говорить.
А говорят, к сожалению, большей частью плохое. Вместо того чтобы ставить истории труда и успеха людям в пример, им рассказывают о «зажравшихся богачах», как об источнике всех бед. А самим богачам настойчиво ставят в пример клуб Баффета и Гейтса, добровольно пожертвовавших половину своих состояний на благотворительность.
Спору нет, благотворительность – обязательная часть жизни каждого нормального человека, хоть что-то имеющего за душою. Помощь нуждающимся не зависит от размера состояния. Один может себе позволить построить храм, другой – бросить монету нищему на паперти. Но как чрезвычайно редкий человек среднего достатка отдаст нищему половину своего имущества, так же странно ожидать подобного жеста и от человека состоятельного.
Тут еще загвоздка в том, что деньги никогда не лежат мертвым грузом, от которого в принципе возможно отделить половину. Капитал всегда работает, находится в движении, является частью сложнейших финансовых механизмов. Проблема сохранения и передачи этого механизма даже сложнее проблемы его строительства. Немногим из моих знакомых и коллег по цеху повезло с талантливым и трудолюбивым наследником, остальные мучаются, ищут варианты.
А просто взять и разрушить то, что строил всю жизнь?… Ну ок, где-то в мире находится 1-2% таких чудаков. В Америке из пяти сотен миллиардеров их десяток, в России из сотни один Потанин. Каждый конкретный случай стоит еще проверить на предмет пиар-интересов и политических рисков. В любом случае это исключения, подтверждающие правила.
Каждый человек трудится для достижения успеха и хочет эффективно передать результат своего труда своим детям, а не утопить его в филантропических слезах. Это нормально и естественно на любом этаже социальной лестницы. Чем крепче профессионал – тем выше должна быть заслуженная им ступень. А сеять ненависть к тем, кто честно взобрался на самый верх – вредный для общества популизм и не первое в истории опасное заигрывание с люмпенами. Причем те, кто сеют это зло, во-первых, как правило, и сами не бедны, а во-вторых, не могут не осознавать риски, что делает их роль особенно непривлекательной.
А должно быть так. «Богатый» - не синоним «плохой». Спекуляции на теме богатых недопустимы в принципе, как и всякие прочие предложения революционного характера. Стать богатым – здоровая мечта всякого амбициозного человека. Быть богатым – модно и престижно.