Posted 9 апреля 2015, 16:52
Published 9 апреля 2015, 16:52
Modified 31 марта, 08:36
Updated 31 марта, 08:36
С 12 апреля базовые тарифы в системе Обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) увеличиваются на 40%. Одновременно с этим Банк России, принявший это решение в конце марта, расширил тарифный коридор ОСАГО в четыре раза — с 5 до 20% – и скорректировал региональные коэффициенты. Изменения связаны со вступившим в силу положением закона об обязательном страховании, согласно которому лимит выплат за ущерб жизни и здоровью каждому пострадавшему в ДТП был увеличен до 500 тыс. руб. вместо прошлых 160 тыс. Автомобилисты восприняли повышение тарифов негативно, однако страховщики уверяют: вслед за ценами существенно вырастет и качество услуг. В ходе круглого стола в пресс-центре ИА «Росбалт» стороны обсудили грядущие перемены в системе ОСАГО.
«Мы провели небольшой опрос среди страховых агентов и выяснили, что закончились «левые» бланки ОСАГО: спрос на них за последние дни в Москве вырос многократно. При этом раньше это был маргинальный рынок для тех людей, которым нужно было перегнать куда-то автомобиль или для тех, кто не пользовался автомобилем, но данного рода бумагу должен был иметь. Это говорит о том, что начался процесс ухода довольно больших групп населения в тень», – говорит о главном опасении в преддверии повышения тарифов на ОСАГО координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он приводит данные, согласно которым на 2014 год количество автомобилей без обязательного страхового полиса на российских дорогах превышает 5 млн. Это 12% от общего числа машин в стране.
Шкуматов напомнил: последнее повышение тарифов ОСАГО оформилось в октябре прошлого года. Однако, по его словам, тогда изменения были восприняты автомобильным сообществом спокойно и с пониманием. О нынешней же ситуации этого сказать нельзя. Эксперт опасается, что в этот раз средняя цена на полисы может преодолеть психологическую отметку в 10 тыс. руб. По мере приближения к ней все больше автомобилистов будет «уходить в тень», предполагает он.
«Проведя большое количества опросов, мы поняли, что в тень могут уйти до 20% автомобилистов», – поясняет Шкуматов. По его словам, в итоге процесс может приобрести «лавинообразную природу» и вывести автолюбителей в законное поле будет со временем все тяжелее.
Как отмечает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников, с учетом октябрьского повышения цен общий рост стоимости тарифов ОСАГО составит от 80% до 110% – в зависимости от того, как страховщики воспользуются «тарифным коридором». По его словам, закон об ОСАГО предполагает, что 77% выручки страховщики должны выплачивать потерпевшим, а еще 3% – отправить в компенсационный фонд Российского союза автостраховщиков (РСА)
«Этот норматив не выполняется в течение 11 лет: в реальности выплаты составляют 53%. Это означает, что в сумме 246 млрд рублей конкретно мы, автовладельцы, недополучили. И на фоне такого состояния нам предлагают повышение тарифов!» – негодует Николай Тюрников.
Он напоминает об инициативе депутатов Госдумы о вводе моратория на повышение тарифов ОСАГО до 2017 года. Эта мера поможет «не наломать дров», считает эксперт.
Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев идею о заморозке тарифов поддерживает – «хотя бы до следующей финансовой отчетности». «Страховка должна соответствовать качеству. Пока нет качества, повышения быть не должно», - убежден Канаев.
В ответ исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев отметил, что ОСАГО часто воспринимается как «налог, который надо платить». «Но на самом деле ОСАГО работает не для самого автовладельца, а для тех людей, которые пострадали, когда человек, эксплуатируя свое транспортное средство, нанес кому-то ущерб», – объяснил он.
Он напомнил, что со времени, когда система обязательного страхования была введена, базовый тариф ни разу не менялся, тогда как сами автомобили и их комплектующие заметно выросли в цене. Соответственно, главный мотив Центробанка заключался в том, чтобы «выплачивать больше людям, которые получают повреждения от других водителей». «Поэтому в основе лежит не повышение налога, а улучшение услуг для потребителей. Вы покупали в магазине хлеб – черствый, черный – он стоит одни деньги, стали покупать хлеб лучше – он стоит другие. Сейчас люди будут получать значительно большие суммы – по таблицам, по которым отработана практика в других видах страхования», - отметил Уфимцев.
Директор Российского союза автостраховщиков привел данные, согласно которым, только за последние полгода средняя сумма выплат выросла с 31 до 38 тыс. руб. Тогда как уже после апрельского повышения цен средняя стоимость полиса по стране для автомобиля с мощностью двигателя в 100 лошадиных сил составляет 3,5 тыс. руб., а не 10 тыс. руб., как утверждают оппоненты.
Факт существенного денежного остатка в страховых компаниях по итогам года глава РСА подтвердил. Однако, по его словам, эти средства нужны для того, чтобы выполнять обязательства перед автомобилистами, купившими полис в конце или середине года. «Ему еще полгода ездить, он нанесет кому-то ущерб — из каких денег это будет выплачиваться? От прихода новых, как в финансовой пирамиде? У страховщиков всегда существуют большие запасы, что дает возможность выплачивать деньги не только во время действия договора, но позже - и с учетом срока исковой давности», – пояснил Евгений Уфимцев.
Он также предостерег автомобилистов от «ухода в тень» и напомнил, что с 1 июля начнет работу функция по электронному оформлению полиса. По этому случаю база данных РСА отправится на хранение в ГИБДД, чтобы тех, кто ездит без страхового документа вычисляли камеры видеонаблюдения. «Те люди, которые думают, что они себя защитили и сэкономили, получат потом штрафы за эксплуатацию транспортного средства без полиса», – пояснил он.
Однако, опасается руководитель проекта Антистраховщик.рф Илья Афанасьев, до запуска интернет-оформления полисов «с людей целых три месяца будут брать дань» – и это с учетом обновленных тарифов. Речь идет о навязывании услуг страховщиками, на которое жалуются из регионов. «Человек приходит к страховщику и говорит: хоть тариф и повысился, но мне надо завтра уже ехать, завтра заканчивается полис. Приходит человек, естественно, в последний момент. И страховщики этим пользуются и подсовывают ему еще один полис», – рассказывает Афанасьев.
В РСА такие случаи признают, однако говорят, что на подобные шаги они идут не от хорошей жизни: отрасль пребывает в кризисе, как и вся экономика в целом. «Рынок ОСАГО стал убыточен. Едва ли не в половине субъектов России ОСАГО убыточно, поэтому страховщики закрывают филиалы в регионах либо переносят офисы в отдаленные регионы, в которых страхование не так убыточно», – говорит начальник управления методологии РСА Михаил Порватов. По его словам, Союз активно борется за улучшение услуг, жестко контролируя компании. Кроме того, как отметил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, Центральный банк также осуществляет надзор за деятельностью страховщиков и мониторинг продаж полисов в страховых компаниях в режиме реального времени.
«Будем еще более жестко мониторить ситуацию, и рассчитываем, что повышение тарифов снимет главную проблему — убыточность ОСАГО. Мы надеемся, что после повышение тарифов не будет навязывания услуг, а процесс возмещения убытков будет налажен. С экономикой ОСАГО уже разобрались компетентные органы, Центробанк, актуарии. Не нужно считать на пальцах то, что считалось сотнями экономистов, как не нужно уговаривать кого-то передумать. Решение принято и не может быть пересмотрено, это право, а не детская песочница. Теперь мы должны думать о том, как наладить конструктивный диалог между обществом и страховщиками, мы к нему открыты», - подчеркнул Михаил Порватов.
Денис Гольдман