Posted 7 апреля 2015, 18:10

Published 7 апреля 2015, 18:10

Modified 31 марта, 08:38

Updated 31 марта, 08:38

"Большой брат" следит за россиянами

7 апреля 2015, 18:10
Власти планомерно уничтожают негосударственные сегменты Рунета. Гайки затягивают и IT-компании. "Большой брат" — это уже не страшилка футуристов, а вполне реальная опасность.

7 апреля 1994 года была зарегистрирована доменная зона RU. Сегодня Рунету исполнился 21 год. Этот день отечественная паутина встречает с неплохими показателями. Российскую интернет-аудиторию уже можно называть массовой. Считается, что интеграция нашего общества в Сеть достигла 65%-66%. Уровень приличный - в развитых странах Интернетом активно пользуются 60%-80% населения.

Россия занимает третье место в мире по объему интернет-трафика. Особенно интенсивно жители РФ пользуются соцсетями. По числу пребывания в них страна на первом месте в Европе, а также входит в пятерку мировых лидеров.

Впрочем, не все так уж радужно. По мнению медиаменеджера, блогера, одного из "отцов Рунета" Антона Носика, власти России запустили процесс планомерного уничтожения Интернета, возникшего в стране естественным образом за счет конкуренции, в которой побеждали лучшие. Он считает, что все, о чем можно было мечтать в 1994 году, успешно реализовывалось на протяжении примерно 20 лет. Интернет показывал взрывной рост, решал проблемы конкретных людей и всего общества. На него не оказывали влияние экономические кризисы.

"Интернет сам себя содержал. Без единой государственной копейки были построены великие вещи. Рунет своими местными аналогами покрыл такие флагманы мировой индустрии, как Google, Facebook и Amazon. Интернет в России развивался так, как об этом можно было только мечтать. Все самые смелые мечты 1994 года сбывались, включая мобильный Интернет. Сотни россиян за счет Сети стали миллионерами", — подводит итог "золотым годам" Носик.

Однако в 2012-2013 годах Интернетом решило заняться государство. Именно в это время появились первые жесткие законы о цензуре в Сети. Например, тот же ФЗ №139 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

"С этого момента государство занимается планомерным уничтожением негосударственных сегментов Интернета. Раньше была одна концепция, а теперь другая. Согласно этой самой другой концепции, главным игроком и деятелем российского Интернета должно стать российское государство. Оно будет определять развитие Сети, какой бизнес имеет право в нем затеваться, а какой нет", — считает Носик, попутно напоминания об организации Фонда развития интернет-инициатив (ФСИИ).

Этот путь развития Рунета эксперт считает тупиковым. Интернет-предприниматели от государства ему больше напоминают солдатов Урфин Джюса, которых пытаются "посыпать волшебным порошком телефонного права". Ведь суть успеха Сети сводилась к тому, что главным судьей, который решал, какому проекту жить, а какому умереть, был не государственный чиновник со связями, а потребитель.

С тем, что сегодня Интернет стал менее свободным, согласен и член штаба федерального конвента Пиратской партии России Павел Рассудов. Такого массового преследования пользователей, как сегодня, прежде не было. В Рунете еще разрешено высказывать свое мнение, но за это можно получить штраф, а то и срок. Так, недавно жительница Бурятии Мария Бурдуковская была оштрафована за пост, который содержал картинку с фашистской символикой. Ей оказался логотип движения "Граммар наци", представители которого борются с грамматическими и орфографическими ошибками, в том числе и в Рунете.

За время своего официального 21-летнего существования российский Интернет стал массовым социальным явлением. Сеть прошла путь от места сбора и общения представителей субкультур, пережила нашествие школьников и окончательно изменилась с приходом в нее старшего поколения, включая пенсионеров.

По словам специалиста, современный Рунет стал более политизированным. Если в 90-х свой сайт был у небольшого количества партий и оппозиционеров, то сегодня каждый политик должен присутствовать в Сети. Рунет стал электорально значимым. В нем формируется мнение избирателей в рамках предвыборных кампаний. Собственно, трактовка политических событий в Сети и привела к всевозможным попыткам цензурирования Рунета.

"Гайки затягиваются. Но их затягивает не только государство, но и сами IT-компании. "Большой брат" — это уже не страшилка футуристов. Сегодня это вполне реальная опасность. Если у вас телефон на Android, то Google знает все о ваших перемещениях в течение дня", — пояснил Рассудов.

Эксперт считает, что будущее связано с развитием новых сетей и промышленного Интернета. Интерес будут представлять новые межсети, созданные посредством Wi-Fi. Их повсеместное внедрение позволило бы не только избежать цензуры, но и сделать Интернет фактически бесплатным для пользователей.

Не слишком оптимистичный настрой у главы Института региональной прессы Анны Шароградской. По ее мнению, все рассуждения о свободе слова сводятся к тому, что лучше не будет, а хуже — возможно. И к этому есть предпосылки.

«То, что нам известно о троллинге, о людях, которые стараются если не опровергнуть, то посеять сомнения в какой-то важной информации для общества - это такой непристойный способ отбить вкус к информации. Поэтому нужно научиться отличать правду от вымысла», - считает Шароградская.

В России никто не считается с декларацией Совета Европы о свободе политической дискуссии в СМИ от 2012 года. Она носит рекомендательный характер, но при этом подчеркивает, что нет зон, закрытых для критики, для тональности не только на уровне иронии или сатиры, но и сарказма, для провокаций. Поэтому почти все, что делает Роскомнадзор, не соответствует документу, который мы подписывали с Советом Европы.

Все это показывает, что пока оснований для оптимизма у нас очень мало.

Адвокат, правозащитник, председатель совета прекратившего существование фонда «Институт развития свободы информации» Иван Павлов придерживается несколько иной точки зрения. «Я остаюсь оптимистом и считаю, что у нас впереди достаточно много будет интересного, - говорит он. - Уверен, что все те ограничения, которые не соответствуют духу времени, рано или поздно падут, как оковы. В России все ограничения будет встречать существенное сопротивление со стороны гражданского общества, поскольку общество вкусило положительные возможности, которые предоставлены нам свободным Интернетом».

С Cетью нельзя обращаться путем практики "закручивания гаек", считает заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им М.В. Ломоносова Иван Засурский. Однако возможность проведения репрессий в Интернете ограничена, полагает он. Другое дело, что разного рода ограничения лоббируют крупные компании, которые, прикрываясь политикой, хотят закрепить свое монопольное положение на рынке.

Человечество еще не догадывается об истинном потенциале информационных технологий. Прогнозировать, что именно произойдет с Интернетом в будущем, людям так же трудно, как и 10-20 лет назад, считает Засурский.

По его мнению, необходимо понимать, что общество по-прежнему находится на заре процесса развития технологий.

Засурский добавил, что первыми в Интернет пришли энтузиасты, которым "хотелось читать братьев Стругацких, публиковать их книжки". Сегодня Сеть превратилась в место для всех. Интересы пользователей Интернета сильно изменились. Если раньше он считался "местом высоколобых дискуссий", то сегодня его рассматривают как "свалку", где люди в основном спорят и троллят друг друга.

При этом в Сети появился поколенческий разрыв. Пользователями являются люди с разными навыками, с разной структурой сознания, с разными способами восприятия мира.

Старшее поколение привыкло к тому, что все в мире происходит медленно, постепенно, а молодежь уже смирилась с существованием в режиме реального времени.

Эксперт отметил, что сегодня Интернет и связанные с ним услуги составляют порядка 10% ВВП. В ближайшие годы отрасль должна продолжить показывать самую серьезную динамику роста, стать одним из локомотивов экономики.

Подпишитесь