Posted 13 марта 2015, 16:32

Published 13 марта 2015, 16:32

Modified 31 марта, 09:00

Updated 31 марта, 09:00

Желтая звезда для "иностранных агентов"

13 марта 2015, 16:32
В Калининградской области намерены запретить "иностранным агентам" участвовать в муниципальных выборах. Эксперты считают норму избыточной, но адекватной для тенденции на перекрытие кислорода для НКО.

Депутаты Калининградской облдумы намерены законодательно запретить некоммерческим организациям, признанным "иностранными агентами", участвовать в муниципальных выборах. Соответствующий законопроект внесла в парламент областная избирательная комиссия.

На думском комитете по законодательству депутаты одобрили документ к рассмотрению на пленарном заседании. Как пояснил «Росбалту» глава комитета Олег Шлык, законопроект призван привести региональное законодательство в соответствие федеральному. В ноябре прошлого года вступил в силу федеральный закон № 355-ФЗ, который вносит изменения в ряд законов, касающиеся «финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

В частности, документ дополняет ряд запретительных норм новым фигурантом – некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента. Законом «О политических партиях» теперь не допускаются пожертвования партии от "иностранных агентов", равно как и заключение с ними сделок. Несколько изменений внесено также в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Одно из них – пополнение перечня тех, кому запрещено участвовать в любых выборах и референдумах, международными организациями и международными общественными движениями, некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.

Областной избирком предложил продублировать эту норму на региональном уровне, только с акцентом на муниципальных выборах. В юридическом управлении комиссии этот акцент объясняют необходимостью приведения регионального законодательства в соответствие федеральному. В думском комитете по законодательству приводят похожую аргументацию. «Мы не можем придумывать нормы запретительные, если это не предусмотрено в федеральном законодательстве, – прокомментировал муниципальную ориентацию запрета Олег Шлык. – Это уже будет противоречить закону, и прокуратура это все обжалует. Поэтому мы в рамках федерального закона, соответственно, приняли региональный закон о том, что общественные организации, признанные иностранными агентами, не могут участвовать в муниципальных выборах».

По словам депутата, если парламент не примет такой региональный закон, тогда правоприменители будут руководствоваться федеральным. «Но в соответствии с регламентом мы должны региональное законодательство о выборах приводить в соответствие с федеральным. В законе об основных гарантиях избирательных прав речь идет именно о муниципальных выборах», – убеждает Шлык.

Между тем, в изменениях в закон «Об основных гарантиях…», на который ссылается парламентарий и представители облизбиркома, – именно в запретительной части, в пункте 6 статьи 3 – ни слова не сказано о муниципальных выборах. Там говорится, что иностранцы, международные организации, "иностранные агенты" и прочие субъекты, связанные с нерезидентами, «не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме».

Новация этого перечня – маленькая, но очень важная приписка: «а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума». То есть запрет тотальный, затрагивающий выборы и референдумы всех уровней. Во всяком случае, уровня региона и ниже, поскольку в законы о выборах президента и депутатов Госдумы внесены отдельные поправки.

Видимо, муниципальный акцент в региональном законопроекте возник под влиянием актуальной выборной конъюнктуры. «Почему приняли сейчас? Потому что у нас выборы сейчас ближайшие будут в мае в Балтийске и в Черняховске», – пояснил Олег Шлык. По его словам, если законопроект будет одобрен парламентом, он уже вступит в силу к моменту этих выборов.

Документ, скорее всего, будет одобрен, несмотря на то, что не все члены комитета по законодательству его поддержали. Так, у депутата Михаила Чесалина большие вопросы возникли к той самой маленькой приписке: «а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума».

«На самом деле, это можно трактовать как угодно, – пояснил он «Росбалту». – Допустим, кандидат в депутаты участвует вместе с «Красным крестом» в посещении какой-то больницы. Его сфотографировали, он разместил в агитационных материалах эту фотографию с соблюдением всех норм законодательства: есть письменное разрешение участников этой встречи на использование их изображений и так далее. А потом кто-то из другой партии подает заявление в избирательную комиссию или в суд о том, что вот, нарушено избирательное законодательство – оказывается, международная компания «Красный крест» участвует в выборах этого кандидата».

По мнению парламентария, норма прописана столь расплывчато неслучайно - чтобы дать избиркомам и судам дополнительные возможности снимать с предвыборной гонки «неправильных» кандидатов независимо от принадлежности последних к каким-либо организациям. «Я за то, чтобы, конечно, иностранцы в наших представительных органах не были представлены. Но это все должно быть четко прописано в законе», – уверен депутат.

Кроме того, по его мнению, нет смысла в региональном законе дублировать нечетко прописанные нормы федерального, особенно при том, чо федеральный закон действует автоматически в отношении всех регионов. Региональным законом можно уточнить какие-то понятия, которые в федеральном законе не уточняются, полагает Михаил Чесалин. «И если мы говорим о том, что мы обязаны в соответствии с федеральным законом подкорректировать свой, то мы его можем подкорректировать, уточняя федеральный, но не противореча ему. Смысла в таком законотворчестве я вообще не вижу, когда просто берется федеральная норма и переписывается», – отметил парламентарий.

Критически оценивает законодательную инициативу калининградского избиркома и сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц. «Эти поправки, на мой взгляд, носят прежде всего пиаровский характер, нежели несут какую-то юридическую нагрузку, потому что федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…» имеет высшую юридическую силу перед региональными законами. Если в него внесены какие-то ограничения, они автоматически распространяются и на региональные выборы, так что дублирование этих норм избыточно. Я думаю, это делается для того чтобы подчеркнуть, что в Калининградской области они будут блюсти эти нормы», – полагает эксперт.

Что касается практической реализации федеральной нормы, запрещающей участие в выборах, он не видит в этом реальных проблем для некоммерческих организаций, которые включены в реестр как "иностранные агенты", поскольку что они не работают на выборах и не поддерживают кандидатов. К тому же у тех, кто хочет этим заниматься, есть возможность работать в рамках других проектов и организаций, считает Мельконьянц.

Не совсем понятно, говорит правозащитник, какие ограничения содержатся в этой норме. Согласно букве закона и раньше иностранные НКО не могли участвовать в выборах, поскольку в России участниками выборов являются политические партии и кандидаты. Финансирование из иностранных источников также было запрещено.

«После вступления в силу этой нормы еще не было назначенных выборов. Но понятно, что никто не хочет эту политическую часть вставлять в решения по удалению кого-то с участков. Все будут стараться использовать любые другие инструменты, другие придирки, либо просто «по беспределу» удалять с избирательного участка, но только не ссылаться на вот эти нормы», – считает эксперт.

Хотя законодательный запрет на участие в выборах для иностранных агентов не доставит некоммерческим организациям больших неприятностей, в самом факте появления запретительных мер для НКО Григорий Мельконьянц видит тревожную тенденцию «закручивания гаек». Начало этой тенденции было положено в 2012 году с принятием соответствующих «агентских» поправок в закон «О некоммерческих организациях».

«Мне кажется, что задача была первоначально при принятии этого закона двухступенчатая. Сначала добровольно загнать НКО в этот реестр, а потом уже в этом гетто принимать различные ограничительные дискриминационные меры для этих НКО с тем, чтобы их максимально ослабить либо признать по сути их деятельность противоречащей закону. В этой ситуации каждая организация учитывает эти риски и пытается приспосабливаться к этой постоянно изменяющейся ситуации», – говорит Григорий Мельконьянц.

Некоторые, впрочем, приспосабливаться не желают и отстаивают свои права в прямом противостоянии с Минюстом. За время действия нормы об иностранных агентах таковыми в Калининградской области были признаны две организации, и ни одна из них с этим ярлыком мириться не согласна.

Общественная организация «Экозащита» попала в «агенты» летом прошлого года, но по-прежнему не намерена официально регистрироваться в таком качестве. Об этом «Росбалту» сообщила один из лидеров организации в Калининграде Александра Королева. «Нам еще в конце прошлого года присудили штраф, потом уменьшили его с 300 до 100 тыс. рублей, и платить мы его не собираемся. Вот ждем, что будет дальше», – говорит активистка.

По ее словам, открытых судебных дел по этому вопросу сейчас нет, на данном этапе все закончилось присуждением штрафа. Однако экологи готовы к тому, что такие процессы могут начаться, поскольку «Экозащита» не намерена подчиняться норме закона «О некоммерческих организациях», в которой идет речь об иностранных агентах. В частности, НКО из этого реестра обязаны отчитываться не раз в год, как остальные некоммерческие организации, а ежеквартально.

«Нам нетрудно отчитаться, но раз уж мы решили, что мы не "иностранные агенты", и мы не согласны с этой «желтой звездой», то, соответственно, по мелочам тоже не подчиняемся. И уже пытался Минюст подавать на нас в суд, просто они неправильно составили протокол, поэтому проиграли. Но они, собственно говоря, могут делать это каждый квартал. Возможно, 15 марта минует – и опять сделают», – предполагает Александра Королева.

Если «Экозащите» снова выпишут штраф, организация будет судиться с Минюстом, заявила экоактивистка. В регионе уже есть прецедент, когда мировой суд отказал ведомству в привлечении к ответственности организации за то, что она не считает себя иностранным агентом. Речь идет о возглавляемом Михаилом Чесалиным «Правозащитном центре». По словам депутата, до этого мало кто вообще знал об этой организации, потому что публичной, политической деятельностью центр не занимается. Минюст, в свою очередь, придерживается противоположного мнения. В состоянии этого спора стороны находятся с декабря.

«У нас на руках сегодня уже четыре заключения вполне компетентных общественных организаций и видных юристов Калининградской области», – говорит парламентарий. По его словам, заключение о том, что «Правозащитный центр» не занимается политикой, выдали, в частности, региональный уполномоченный по правам человека, областная общественная палата, председатель которой Тамара Кузяева также возглавляет ассоциацию юристов Калининградской области, государственное правовое управление областной думы.

В скором времени, однако, дела об "иностранных агентах" могут вывести из-под компетенции мировых судей, предоставив рассматривать их судьям федеральным. Соответствующий законопроект появился в Госдуме в начале марта. Кроме прочего, документ предусматривает увеличение срока давности за нарушение законодательных норм о деятельности "иностранных агентов" с трех месяцев до одного года. Вполне в русле тенденции на перекрытие кислорода для НКО.

Владимир Чичинов

Подпишитесь