Posted 13 марта 2015, 06:34
Published 13 марта 2015, 06:34
Modified 31 марта, 09:01
Updated 31 марта, 09:01
Свершилось то, чего ждали давно. Большой бизнес наконец-то обнародовал свои рецепты победы над кризисом. Выступления обоих наших официальных объединений капиталистической знати вряд ли были скоординированы, но состоялись одновременно.
Первые лица РСПП приехали к премьеру Медведеву и вручили ему (надо думать, для передачи наверх) объемистый документ, аттестуемый ими как «план либерализации экономики».
А глава «Деловой России» (и по совместительству бизнес-омбудсмен при президенте РФ) Борис Титов напечатал в соавторстве с двумя экономистами-инфляционистами цикл статей с призывом избавиться от «либеральных и «просоветских» догм и клише» и обещанием «уже в 2017 г. выйти на траекторию устойчивого роста ВВП на 5–6%». Судя по тому, что главные тезисы этих статей омбудсмен Титов теперь раз за разом повторяет на официальных мероприятиях, они являются программными и для него лично, и, видимо, для всей «Деловой России»
Как ни относись к этим выступлениям, они хотя бы внесли ясность. Давно пора было капитанам нашей экономики поделиться с госруководством своими фирменными секретами. Если рассуждать идеалистически, то ведь кому как не им, людям системным и сановным, вхожим в самые верха, подобает в трудный час «истину царям с улыбкой говорить»? А если невнимательно слушают и мало делают, так и постучать кулаками по столу. Кризис, вроде бы, располагает к прямоте.
Но наши акулы капитализма опять показали себя ни на что подобное не способными. Начинаешь читать их сочинения - и через пару минут возникает чувство, будто жуешь картон. Если отбросить художественные нюансы, то у РСПП и у обмудсмена с «Деловой Россией» одна и та же «антикризисная программа». Причем предельно простая. Это узкий и банальный лоббизм, смешанный со страхом навлечь на себя высочайший гнев.
План РСПП выполнен в старинном жанре, называемом филологами «попрошайней». Это длинный перечень просьб, клонящихся к удешевлению кредитов, всевозможным налоговым льготам, а также послаблениям со стороны надзирающих и карательных структур. Акулы капитала хотят, чтобы им давали больше денег и меньше их сажали. Мысль понятная, но ничего нового в себе не заключающая.
Проект Бориса Титова с соавторами составлен с замахом на концептуальность. Изготовление утопических прожектов - фирменная традиция «Деловой России». Четыре года назад Владимир Путин познакомился с ее планом создать 25 миллионов ультрасовременных рабочих мест, оценил его пиар-эффективность и немного спустя включил в свою президентскую предвыборную программу. В ту пору Борис Титов советовал привлекать в гигантских масштабах западные инвестиции, а на домашнем фронте сократить в разы госаппарат, армию и прочие симпатичные структуры. Время было такое, 2011-й год.
Сейчас на дворе совершенно другие времена, и новый проект Титова ни на что подобное даже и не намекает. Там много возвышенных слов о массовом жилищном строительстве, вложениях в инфраструктуру и даже о «поиске, тиражировании, прототипировании и адаптации лучших мировых технологий». Но поскольку практические способы достижения всех этих приятностей изложены нарочито невнятно, назовем это игрой ума, призванной украсить и облагородить все те же задушевные лоббистские просьбы о дешевых деньгах и снисходительности охранителей.
Последний из этих пунктов обретает у бизнес-омбудсмена какую-то интимную теплоту: «Необходима новая парадигма взаимодействия с бизнесом правоохранительных и надзорных органов – перейти от тотального контроля и карательных мероприятий к парадигме доверия и взаимопомощи».
Увлекшись художественностью, Титов и соавторы не заметили, что мечтают о том, чего и так в избытке. Взаимопомощь (в борьбе с конкурентами) и основанный на товарищеском доверии раздел доходов – это норма отношений бизнеса и его контролеров на всех наших этажах.
И РСПП с присущими ему суховатыми интонациями, и бизнес-омбудсмен со своим концептуальным замахом хором требуют резко снизить ключевую ставку и удешевить кредиты, но не пытаются даже приблизительно оценить, каких расходов это потребует и насколько разгонит инфляцию. Что и понятно. Честно предупредить, что разгонит сильно, - значит раскрыть лоббистскую и антиобщественную суть своих настояний. Пообещать, что инфляция не вырастет, - значит взять на себя ответственность, которую большой бизнес совершенно не расположен нести. Лучше повествовать о китайских темпах роста в 2017 году. Что-что, а шарлатанство у нас поощряется.
Указать же сам собой напрашивающийся источник реальных средств и для живой экономики, и для жилищно-дорожного строительства, и для прочих замечательных вещей, никто не рискнул, свято соблюдая путинский запрет на вмешательство бизнеса в политику. О желательности урезки военных трат говорит даже кое-кто из министров, а капитаны капитализма робко молчат.
Фантазировать об «адаптации лучших мировых технологий» вполне можно. Напомнить, что никто не добился ничего подобного, находясь в состоянии экономической войны с источником этих технологий, Западом, нельзя категорически. Это ведь выглядело бы как политическая рекомендация. Могут строго наказать.
Нельзя, разумеется, напомнить и о том, что для нормализации дел в экономике нужны законность и соблюдение права собственности, а следовательно - реконструкция всей охранительной системы.
Зато совершенно безнаказанны декламации о «новой парадигме доверия и взаимопомощи». Не возбраняются и вспыхнувшие сейчас дискуссии между РСПП и бизнес-омбудсменом о том, не заменить ли отсидки по экономическим статьям так называемым кратным возмещением ущерба. Омбудсмен продвигает эту гуманную идею, а РСПП и «Опора России» предсказывают (и, думаю, резонно) всплеск шантажа и взяточничества, которые такая новация принесет. Высшие инстанции ищут золотую середину между двумя этими позициями. Все при деле, но при любом исходе этого спора перемен к лучшему не предвидится.
Большой бизнес сказал свое «антикризисное» слово. И оно оказалось не только лоббистским, но еще и вполне предсказуемым в своей уклончивости, запутанности и трусливых умолчаниях.
Корпоративные устремления бизнеса всегда уже, чем общественные интересы. Но они – неотъемлемая часть этих интересов, и если формулируются прямо и дальновидно, то многое говорят о том, как оздоровить экономику.
А наш бизнес панически боится начальства, приучен урывать все, что можно урвать сегодня, и считает только на один ход вперед. Поэтому так мало толку от его советов.
Сергей Шелин