Posted 12 марта 2015, 15:34
Published 12 марта 2015, 15:34
Modified 31 марта, 09:02
Updated 31 марта, 09:02
Уровень официальной безработицы в Белоруссии ничтожно мал. За январь–февраль количество безработных в Белоруссии увеличилось всего на 12 тыс. человек - это лишь 1% экономически активных граждан. Вместе с тем, число обратившихся в тот же период за пособием по безработице выросло к прошлому году на 55%. В основном они работали в частном секторе, где у хозяев нет возможности скрывать безработицу, отправляя сотрудников в неоплачиваемые отпуска или переводя их на сокращенную рабочую неделю, как это делают на госпредприятиях.
Но и в государственном мешке шила не утаить. По стране останавливаются заводы, начались задержки зарплат. За 9 месяцев прошлого года численность работников Минского автомобильного завода (МАЗ) уменьшилась на 10 процентов, это 2 тысячи человек. С "Гродно-Азота" уволили 2,4 тысячи работников - пятую часть всех занятых. На 15 процентов - на 1 тысячу работающих - сократился персонал "Могилевхимволокна", сообщают СМИ.
Связано это, в свою очередь, с сокращением спроса в России и на Украине, на рынки которых ориентировано большинство белорусских производителей. Призыв Александра Лукашенко найти новые рынки сбыта пока фактически нереализуем из-за острой конкуренции на них, признал недавно глава Минпрома Белоруссии.
Почему статистика всего этого не отражает? Александр Чубрик, директор исследовательского центра ИПМ, заявил порталу Tut.by, что лишь "небольшое количество людей регистрируются на бирже труда". По словам экс-министра труда Александра Соснова, одна из основных причин нежелания регистрироваться на бирже - низкое пособие от $12 до $24. Причем выдается оно только при участии в общественных работах.
Соснов полагает, что реальная безработица в стране достигает приблизительно 10%. Но чтобы выявить реальный уровень, нужно считать безработицу по методологии МОТ. С прошлого года Белстат так и делает, но пока это «информация для внутреннего пользования», которую поставляют только министерствам. Но в прошлом году она просочилась в открытый обзор Нацбанка РБ за январь-июль, и оказалось, что численность безработных в стране 5,1 %. Хотя официально безработица тогда составляла 0,6 %.
Официальный Минск признает негативную тенденцию. По прогнозу правительства, изложенному в госпрограмме содействия занятости на 2015 год, число официально зарегистрированных безработных вырастет к декабрю до 180 тысяч (в декабре 2014 года было 23 тыс). На их трудоустройство правительство выделит около $16 млн.
Однако опрошенные Deutsche Welle эксперты сомневаются, что это поможет. Во-первых, реальное число безработных к декабрю может отказаться в десять раз больше озвученного властями, считает замглавы Белорусского конгресса независимых профсоюзов Сергей Антусевич. Александр Соснов предлагает учитывать как безработных белорусов, уехавших работать в Россию - тогда, говорит он, реальная безработица покажет 20%. Белорусский экономист Лев Марголин прогнозирует, что весной на рынок труда выйдут тысячи предпринимателей, неспособных выполнять введенные в стране с марта техрегламенты ЕАЭС. А летом к ним добавятся выпускники вузов.
Либеральные экономисты уверены, что сохранить рабочие места и создать новые в текущих условиях Белоруссия может лишь путем привлечения западных инвесторов с их сбытовыми цепочками (а значит, продажи им части предприятий), а также снижения налогового пресса на бизнес. Но правительство на это пока не идет, хотя оттепель в отношениях Минска с Вашингтоном на украинском фоне, которая уже привела к снятию санкций с «Белнефтехима», связывают здесь с надеждами на инвестиции.
По мнению бывшего министра труда РБ, в ближайший год, по крайней мере, до осенних выборов президента, госрегулирование в стране не изменится. Прогнозы либералов о грядущем «социальном майдане» эксперты считают преувеличением, и не только потому, что Лукашенко анонсировал жесткое пресечение подобных явлений, а население страны, глядя на Украину, не хочет и думать о массовых протестах. Дело в том, что граница Белоруссии – прежде всего с Россией – открыта. А там еще есть рабочие места. Значит, белорусам пока есть куда стравливать пар избыточной трудовой силы.
Впрочем, российский рынок труда тоже сжимается, причем, помимо кризиса, на него сильно давят беженцы и вынужденные переселенцы с Украины, число которых оценивается примерно в 1 млн. человек. При этом профессиональные ниши у украинцев и белорусов в РФ примерно одни и те же. Так что белорусам придется столкнуться и здесь с растущей конкуренцией за рабочие места.
Павел Кривошеев