Posted 12 марта 2015, 10:58
Published 12 марта 2015, 10:58
Modified 31 марта, 09:02
Updated 31 марта, 09:02
В Европейском союзе и в самой Венгрии продолжается разбор полетов с подписанием российско-венгерского договора о строительстве двух новых атомных реакторов для старой АЭС «Пакш». Несомненно, дровишек подбросил парламент страны, на днях не только одобрив, но и засекретив на 30 лет детали самой сделки. С жалобой в комиссию ЕС по делам энергетики на незаконность договора обратился «Евроатом», которому предписано стоять на страже энергобезопасности континента и специального договора между европейскими странами, касающегося регулирования в сфере ядерной энергетики.
Сейчас Венгрия обеспечивает себя электричеством от собственной АЭС на 42%. На единственной атомной станции «Пакш» советского образца (в 100 км от Будапешта) эксплуатируются четыре блока с реакторами ВВЭР-440. Три из них - мощностью 473 МВт каждый, один – 470 МВт. Они были введены в действие поочередно с 1983 по 1987 годы, и проектный срок их работы (30 лет согласно техническим характеристикам) должен был закончиться в 2013-2017 годах. Однако ни один из отработавших свой проектный ресурс реакторов не был подготовлен к консервации и заглушке.
Наоборот – власти приняли довольно неоднозначное с точки зрения безопасности устаревших советских реакторов решение: продлить срок их эксплуатации на 20 лет. Это уже сделано по отношению к первым двум реакторам – предполагается, что они будут работать до 2032-2034 годов.
Новый российско-венгерский договор о достройке еще двух реакторов («Пакш-2»), взорвавший Евросоюз, предполагает возведение энергоблоков типа ВВЭР-1200 общей мощностью 2400 МВт. Проект планируется завершить к 2026 году. Продление ресурса четырех старых реакторов и введение новых мощностей, видимо, превратит Венгрию в первую страну ЕС, чьи потребности в электроэнергии будут полностью покрыты за счет ядерной энергетики. (Даже Франция, положившая на ее алтарь свою экономику, получает посредством АЭС около 80% энергии.)
Цена российско-венгерского «ядерного» договора – 12 млрд евро. Десять из них – кредит из России на 21 год.
Несмотря на то, что сделка эта на днях была скандально засекречена парламентом Венгрии, в американском аналитическом ресурсе Hungarian Spectrum появились некоторые любопытные утечки информации. (Примечательно, что американцы ссылаются на венгерский сайт, который, в свою очередь, якобы обнаружил на одном из российских правовых сайтов текст с подробностями договора.)
«Из текста очевидно, - пишет Hungarian Spectrum, - что будапештская команда, принимавшая участие в переговорах, не рассказала всю правду о деталях соглашения. Несколько раз было повторено, что 20% всей суммы – это вклад венгерского правительства. И вносить его оно будет только в самом конце двадцатиоднолетнего кредитного периода. Это не совсем так».
И дальше американцы разъясняют: «В подобных случаях «Росатом» выставляет счет. И, похоже, Венгрия должна будет оплатить эти 20% из собственной казны, а не из кредита. И этот счет должен быть оплачен в течение 15 дней. Если Венгрия не сможет оплатить его в течение 15 дней, то ей будет предъявлен большой штраф: 150% от первоначальной суммы. Если Венгрия не сможет оплатить его в течение длительного периода (точнее - 180 дней), россияне могут отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения оплаты в полном объеме. Как некоторые эксперты уже отметили, такое развитие событий могло бы обанкротить страну».
Еще одна интересная деталь сделки: погашение «тела» кредита начнется не сразу, а после ввода блоков в эксплуатацию, то есть не позднее 15 марта 2026 года. А до этой даты мадьяры станут выплачивать России проценты. Ставка по кредиту с 2014 года и до момента ввода блоков составит 3,95%. В течение первой и третьей семилетки – по 4,95%, во вторую – 4,8%.
Однако, по мнению оппозиционного политика, сопредседателя «зеленой» партии Бернадетта Сцела, которое он высказал на закрытых дебатах с представителем власти, ставших публичным достоянием, этот пункт расчетов прописан недостаточно ясно и корректно. По его мнению, может случиться так, что «Венгрии придется начать платить по основному долгу по кредиту в 2026 году, даже если станция не будет завершена к тому времени - хотя венгерское правительство до сих пор настаивало на том, что платежи по кредиту могут быть сделаны за счет продажи дополнительной энергии, которую будет производить расширенная станция «Пакш».
Политик уверен, что после того как специалисты выяснят, сколько этот кредит будет на самом деле стоить Венгрии, цифра окажется ошеломительной. Известно, что внешняя задолженность Венгрии и так немаленькая - гораздо больше, чем в 2010 году, когда Виктор Орбан, инициировавший договор, стал премьер-министром. Согласно последним оценкам, долг страны сейчас на 30% выше, чем четыре года назад. И надо иметь в виду, отмечает оппозиция, что за это время сбережения миллионов граждан были использованы властями для погашения долгов.
Кроме того, считают противники Орбана, расширение АЭС «Пакш» не может состояться без строительство дамбы на Дунае. А это тоже будет стоить стране «нескольких форинтов».
«Виктор Орбан практически продает Венгрию россиянам», - цитирует Бернадетта Сцелу американская The New York Times. Сцела уверен, что таким образом Венгрия теряет суверенитет и становится зависимой в энергетике от России.
С другой стороны, по мнению многих экономических аналитиков, финансовое положение Венгрии сейчас настолько шаткое, что вряд ли кто-то кроме России мог бы предоставить ей такой большой заем. Достаточно сказать, что эта сумма составляет около 14% совокупного долга страны, который достигает 80% ВВП. Так что, похоже, Виктору Орбану, принимая предложение россиян, долго думать не пришлось – у него просто не было выбора.
Понятно, что у премьер-министра Венгрии, испортившего из-за России (хотя Будапешт и поддержал санкции) отношения с Евросоюзом, кроме экономических, есть и личные политические причины для подписания этого договора. Они заключаются в том, что популярность его партии «Фидес» («Венгерский гражданский союз»), несмотря на успех на последних парламентских выборах в апреле прошлого года (66,8%), не так устойчива, как ему хотелось бы. У «Фидеса» все же нет конституционного большинства.
И такой щедрый кредит стране (несмотря на придирки к засекреченным его деталям) вполне может помочь евроскептику Виктору Орбану выиграть следующие парламентские выборы – в 2018 году. Именно с этого года и начнется строительство двух блоков АЭС.
Так что мотивы премьер-министра Венгрии вполне можно понять. Впрочем, нетрудно разгадать и направление мыслей президента России Владимира Путина. Ясно, что на первом месте здесь вовсе не стоит выгода от отсроченного, по сути, возврата непомерно большого кредита с процентами. При том, что, как говорится, не до жиру, самим быть бы живу в захлестывающих страну санкциях и кризисе, которые заставляют урезать государственный бюджет, сворачивать национальные проекты.
Главной, с моей точки зрения, во всей этой истории России с венгерским «ядерным» чардашем является политическая составляющая. Москве важно «насолить» Евросоюзу – «достать» его хоть мытьем, хоть катаньем. Хоть с Венгрией, хоть с самим чертом. И в этом смысле сделка с Будапештом – несомненный успех российской дипломатии по прорыву единого фронта западных стран против Москвы. А там – чем рогатый не шутит, пока Бог почивает.
Впрочем, агентство Reuters и другие мировые СМИ на фоне российско-венгерской сделки муссируют мысль о том, что именно Венгрия может превратить Fragile Five (F5) - «хрупкую пятерку», в которую входят Бразилия, Индонезия, Индия, Турция и Южная Африка - в «шаткую шестерку». (Термин Fragile Five придумали аналитики компании Morgan Stanley для объединения самых зависимых от иностранных инвестиций развивающихся стран.)
Однако в ЕС, похоже, пытаются делать все, чтобы не упустить и не отпустить Венгрию. Кажется, здесь уже готовы закрыть глаза и на ее объятия с Москвой. Как заявил на днях генеральный директор Европейской комиссии по энергетике Доминик Ристори венгерскому представителю при ЕС Питеру Горкошу, «после рассмотрения проекта договора я хотел бы сообщить, что мы не смогли найти в нем ни одного элемента, который создавал бы проблемы с использованием этого соглашения – в значении статьи 103 договора об «Евроатоме».
Поясню: статья 103 договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии требует от государств-членов ЕС, чтобы они согласовывали с «Евроатомом» проекты договоров с третьими странами (не членами ЕС) или международными организациями - для снятия возможных противоречий.
Единственная рекомендация от Домика Ристори венграм: сделать в договоре ссылку на "ядерные гарантии", согласовав их с МАГАТЭ.
Но, похоже, это еще не конец истории. Партия венгерских социалистов и «зеленые» заявляют, что закон противоречит конституции страны — они уже обратились к президенту Венгрии Яношу Адеру с просьбой направить документ на рассмотрение в Конституционный суд. Как сообщают венгерские СМИ, население страны поддерживает оппозиционеров: по крайней мере более половины граждан также недовольны решением властей. Одни считают это опасной ядерной затеей, другие по старой памяти (подавление венгерского восстания советскими танками 1956 года в столице) не хотят иметь дело с русскими.
Алла Ярошинская
Перейти на страницу автора