Posted 27 февраля 2015, 11:35
Published 27 февраля 2015, 11:35
Modified 31 марта, 09:13
Updated 31 марта, 09:13
В 2010 г. в Неманском районе Калининградской области случилось знаменательное событие: в присутствии важных лиц из Москвы и Калининграда был заложен памятный камень, мажорная надпись на котором гласит: «На этом месте будет построена Балтийская атомная станция». Это – два энергоблока с реакторами типа ВВЭР-1200/491 общей мощностью 2300 MВт. Стоимость ее вместе с инфраструктурой оценивается в 6,2 млрд евро. В эти дни исполняется пятилетие обещания от «Росатома», однако отчет звучит минорно: строительство АЭС приостановлено.
По просторам СМИ поползли слухи недоброжелателей, что якобы проект возведения станции и вообще будет исключен из государственной программы «Развитие атомного энергетического комплекса». Между тем, в него уже вложено («закопано», как говорят экологи), по некоторым данным, от 51,3 до 64,125 млрд рублей, что в пересчете даже на нынешний неустойчивый курс валюты — около миллиарда евро.
Для строительства атомной станции за несколько лет подготовлена площадка и практически завершено создание мощной инфраструктуры: электроподстанция, автомобильная и железная дороги, складские помещения, здания и сооружения на время строительства АЭС, линия электропередачи для обеспечения строительных работ. И даже - фундаменты под основные здания и сооружения так называемого «ядерного острова».
Как сообщает само руководство стройки, весной 2013 года на площадке работало около 2 тысяч человек. Однако сегодня трудится менее 130, а на объектах инфраструктуры - около 200. По признанию руководителя «Дирекции строящейся БалтАЭС» Виталия Трутнева, в проект вложены миллиарды рублей - 80% средств потрачены на закупку оборудования. И около 70% его для АЭС уже законтрактовано. Но при этом – караван остановился.
Как заметил эколог Андрей Ожаровский, слухи об исключении станции из госпрограммы поползли неспроста: в конце прошлого года Владимир Путин собрал на совещание правительство – обсуждали социально-экономическое развитие самого западного анклава России – Калининградской области. Казалось бы, что строительство такого важного объекта, как АЭС, непременно должно было бы оказаться в центре внимания государственных мужей. Однако стенограмма, размещенная на официальном сайте Кремля, об этом умалчивает. Не приглашали на высокое собрание и главу корпорации «Росатом». Что же случилось?
Мнения здесь, как говорится, разделились. Андрей Ожаровский и его коллеги-экологи полагают, что «наверное, отношение в правительстве к этой калининградско-балтийской АЭС, как к покойнику: про нее надо говорить либо хорошо, либо ничего. Поскольку невозможно сказать ничего хорошего про авантюру со строительством в энергоизбыточном российском анклаве дорогой и опасной атомной станции по неопробованному проекту — промолчали». Стройка, утверждает эксперт, была «заброшена» еще в мае 2013 года.
«Вообще-то непредвзятым экспертам, - считает Андрей Ожаровский, - с самого начала было ясно, что АЭС такой гигантской мощности в Калининградской области не нужна ни области, ни стране». И вообще – «атомный проект похоронен», утверждают экологи, с самого начала выступавшие против «неумной затеи с АЭС на реке Неман».
Однако другого мнения придерживается начальство эпической стройки этого региона. По мнению руководителя «Дирекции строящейся БалтАЭС» Виталия Трутнева, остановлена не сама стройка, а «активная ее фаза». А министр энергетики Александр Новак после посещения Калининградской области заявил: возведение АЭС будет продолжено, но его сроки сместят. Куда и на сколько? Власти пока об этом умалчивают.
Что же пошло не так? Как объясняет общественности Виталий Трутнев, вся проблема заключается в том, что когда проект разрабатывался, то ставка делалась на то, что удастся договориться с прибалтийскими странами (бывшего СССР). Другими словами, российские атомщики полагали, что, возведя мощную АЭС на границе с Евросоюзом, они смогут «гнать» электричество на продажу западным странам.
Однако, как оказалось через несколько лет после начала работы, эта перспектива не просматривается. Причиной приостановки активной фазы строительства, — сетует Трутнев, - стало желание стран прибалтийского региона выйти из всех видов экономических связей, оставшихся со времени распада Советского Союза, и осуществить связь с европейской энергосистемой. А проект изначально был рассчитан на то, что «избытки электроэнергии будут продаваться в Европу».
Вот где собака, как говорится, зарыта. Ничего нового - все по-нашему, по-советски. Главное – ввязаться, а там – как получится. То есть сначала решили вбухать миллиарды государственных денег в новую АЭС в надежде на то, что электричество удастся легко продать в бывшие советские прибалтийские республики и Европу. И только построив почти всю инфраструктуру и заказав оборудование, эффективные менеджеры «Росатома» вдруг выяснили, что страны Прибалтики «хотят выйти из всех видов» и другие – тоже не желают.
Кроме того, неужели им не известно, что и финны, которые строят свою атомную станцию, тоже собираются поставлять электричество от нее на Запад? Смешно сказать, но именно «Росатом» и строит АЭС своим конкурентам – причем, в этом же регионе.
Что это? Головотяпство? Непрофессионализм? Или, как подозревает эколог Андрей Ожаровский, «проект был выгоден либо самому «Росатому», либо его подрядчикам, которые до определенной стадии на государственные деньги что-то там делали, не достроили и бросили… — известно, на «недострое» и приписки, и другие коррупционные схемы реализовать проще». Возможно, рассеять эти сомнения поможет Счетная палата России?
Щебень для стройки доставляли из Швеции (в России, видимо, его нет или дороже?). Отопительные системы привезли из «дружественной» нам Польши. Насосы, дизель-генераторы, турбины для первого и второго энергоблоков «замороженной» АЭС уже авансово проплачены – российско-французскому предприятию «АЛЬСТОМ Атомэнергомаш». Еще 10 дизель-генераторных установок для обеспечения системы безопасности атомного объекта производит французское подразделение немецкой фирмы "МАН-Турбо». И сейчас, уверяет журналистов Трутнев, «идет работа по организации его доставки на площадку».
Уже поставлены котлы производства Bosch (Германия), на этапе изготовления находится целый ряд узлов и компонентов производства Alstom, MAN, AREVA (Франция), KSB (Германия) и других крупных европейских компаний. Первая партия оборудования под первый блок БалтАЭС уже поступила из Сен-Назера в Балтийск и будет помещена на склад хранения станции, поставки второй партии под второй блок уже начались».
Вопрос заключается и в том, сколько лет, учитывая нынешнюю непростую ситуацию и внутри страны, и в отношениях с миром, будут лежать мертвым грузом все эти высокотехнологичные покупки. И как их сберечь в целости и сохранности? И кто за это не предвиденное проектом хранение заплатит?
Ну а если так и не удастся договориться ни с бывшими советскими прибалтами, ни с европейцами о поставке электричества с мощной БалтАЭС, то куда девать все эти уже закупленные дорогие «ядерные аксессуары»?
Затею со строительством БалтАЭС ядерщики оправдывают также заботой о «энергобезопасности Калининградской области, отрезанной от России». Если это так, тогда зачем летом прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил сценарий газоугольной генерации энергии для Калининградской области? Согласно плану предполагается возвести новые теплостанции в Гусеве и Советске, а также – терминал сжиженного природного газа и электростанцию в Светлом. Все это и делается именно для того, чтобы обезопасить Калининградскую область от энергозависимости от соседних прибалтийских государств. В области сейчас работает четыре тепловые электростанции, три гидроэлектростанции, а также – ветряная. Новые планируется построить до 2017 года.
Этот сценарий правительства одобрен президентом Владимиром Путиным. По предварительным подсчетам, такая энерговооруженность области обойдется стране в 100–130 млрд рублей. То есть в несколько раз дешевле возведения мощной и небезопасной АЭС. (АЭС опасны по определению, примеры глобальных катастроф известны.)
Интересную точку зрения (в контексте энергообеспечения и обсуждений начатой и приостановленной стройки АЭС) высказал губернатор области Николай Цуканов: «Мы не включаем сюда БалтЭС, она идет отдельным вопросом и не завязана на энергобезопасность. И надо помнить, что Литва намерена в 2016 году выйти из единой энергосистемы, это влечет риски». Звучит, как приговор для атомной станции.
«Строительство Балтийской АЭС - это яркий пример того, как интересы корпорации преобладают над здравым смыслом. Ясно было с самого начала, что эта станция, к тому же такой большой мощности, будет бесполезна в регионе – там не найдется столько потребителей, - сказал «Росбалту» известный эколог академик Алексей Яблоков. – И мы об этом предупреждали. В свое время ядерщики получили 50 млрд долларов дотаций от государства и развили на них бурную деятельность – от России до Турции и далее - везде. Все это похоже на долгоиграющую экономическую прорву».
Эксперты и экологи, учитывая, в том числе, и сложившуюся ситуацию в стране и мире, вовсе не уверены, что через какое-то время «замороженная» Балтийская АЭС восстанет птицей Феникс. Скорее всего, БалтАЭС ждет другая судьба. «Сейчас атомщики, чтобы хоть как-то сохранить лицо, предлагают, так сказать, «переиграть» вопрос с реакторами. Поставить вместо намеченных большой мощности - реакторы из так называемых «плавающих», мощностью всего 50-70 МВт. В общем, запустить станцию, так сказать, символически», - говорит Алексей Яблоков. И замечает, что давно уже исследовано и доказано, что электричество от этих маломощных реакторов в 6-8 раз дороже.
В общем, как говорится, не в лоб, так по лбу. Деньги же не кровные, а государственные. Не жалко. Отчего-то вспомнился давний пассаж Жириновского, который предлагал еще одну альтернативу: построить на границе с прибалтийскими странами АЭС, чтобы гнать соседям не электричество, а радиацию. В свете нынешних отношений наших стран осталось только спроектировать рядом с АЭС «большие вентиляторы», которыми грозил вождь либерал-демократов.
Алла Ярошинская