Posted 26 февраля 2015, 07:58
Published 26 февраля 2015, 07:58
Modified 31 марта, 09:14
Updated 31 марта, 09:14
МВД предъявило обвинения в терроризме 14 уроженцам Чечни и Дагестана, задержанным в Москве. По версии следствия, они готовили в центре столицы взрывы и были связаны с организаторами терактов в Волгограде. Адвокаты обвиняемых считают, что нет никаких доказательств причастности их доверителей не только к организации преступлений с использованием бомб, но и даже в хранении оружия. Ранее в действия задержанных терроризма не усмотрел и Следственный комитет РФ.
Как сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах, УВД по ВАО ГУ МВД РФ по Москве предъявило обвинения по статьям УК РФ 30 и 205 (покушение на терроризм) 14 уроженцам Северного Кавказа: Инялу Балакадашеву, Нурмагомеду Балакадашеву, Артуру Маслакову, Тагиру Ахтаханову, Матлюбе Насимовой, Исламу Рамазанову, Аслану Сулейманову, братьям Анзору, Артуру и Имрану Текиловым, Сергею Чепрасову, Адаму Шавхалову, Хосо Эсмурзаеву и Эрсмаку Саралиеву. По версии следствия, все они «вступили в преступный сговор, направленный на совершение террористического акта, то есть совершения взрыва».
Как полагают в МВД РФ, теракт должен был пройти в Москве, а его целью являлись гибель людей, устрашение населения, «дестабилизация деятельности органов власти и воздействие на принятие ими решений». Согласно данным полицейских, обвиняемые приготовили для своей деятельности целый арсенал оружия, в частности: две гранаты РГД-5, две гранаты Ф-1, самодельные гранаты (так называемые «хаттабки»), самодельное взрывное устройство (так называемый «пояс смертника»), тротиловые шашки, большое количество детонаторов, электродетонаторы с замедлителем, пистолет и т.д. По версии УВД ВАО, довести задуманное до конца злоумышленники не смогли, поскольку были задержаны, а их боеприпасы изъяты.
Следователи полагают, что все обвиняемые являются «приверженцами радикальных течений Ислама» и идеи «вооруженного джихада». Все предполагаемые злоумышленники находятся под стражей.
Четырнадцать уроженцев Чечни и Дагестана были задержаны еще больше года назад, однако только сейчас следствие пришло к выводу, что они планировал теракт в Москве.
Стоит отметить, что у данного расследования крайне непростая судьба. В ноябре 2013 года сотрудники МВД РФ провели операцию в одной из квартир на улице Наташи Качуевской, где и задержали большинство из ныне обвиняемых. Там же оперативники нашли и арсенал оружия и взрывчатки. Полицейские объявили, что им удалось задержать активных членов московской ячейки международной религиозной организации «Ат Такфир валь-Хиджра». Одежда задержанных, а также образцы их ногтей и волос были направлены на экспертизу, которая выявила наличие на предметах большого количества взрывчатых веществ - откогена и гексогена. Также исследования обнаружили "изотопный след", указывающий на то, что изъятая в Москве взрывчатка (использовалась в «поясе смертника») идентична взрывчатке, использовавшейся при терактах в Волгограде.
Напомним, 21 октября 2013 года в рейсовом автобусе «ЛиАЗ-5256», следовавшему по маршруту № 29 в Красноармейском районе Волгограда, 30-летняя уроженка Дагестана Наида Асиялов привела в действие «пояс смертника». В результате взрыва погибло 8 человек, включая террористку, было ранено 37 человек. А 29 декабря (после задержания в Москве 14 подозреваемых) смертник подорвал себя на вокзале в Волгограде. В результате теракта погибло 18 человек, 45 были ранены.
Когда появилась информация, что 14 уроженцев Северного Кавказа могли готовить теракты одновременно с волгоградскими, дело забрало в свое производство ГСУ Следственного комитета РФ по Москве. Однако за восемь месяцев работы СК обнаружил в материалах массу странных нестыковок. Так, не нашлось никаких подтверждений, что задержанные относятся к «Ат Такфир валь-Хиджра». Более того, хотя эта организация запрещена в некоторых странах мира, ее приверженцы никогда не были замечены в совершении терактов. Тогда появилась оперативная информация МВД, что приезжие из Дагестана и Чечни связаны с «тульской ячейкой салафитов, исповедующих радикальные формы ислама». Но и эта версия не подтвердилась. УМВД по Тульской области сообщило, что не обладает никакой информацией об этих людях.
Сами обвиняемые отрицали свою причастность к терроризму и хранению боеприпасов, настаивая, что их им подкинули. А без признательных показаний было не ясно, собирались ли задержанные вообще использовать арсенал, обнаруженный на квартире. «В ходе предварительного следствия не получено объективных доказательств о целях хранения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов, в том числе, о том, что хранение данных предметов осуществлялось с целью приготовления к совершению террористического акта», - говорилось в материалах ГСУ СК РФ по Москве.
В этом ведомстве пришли к выводу, что речь может идти только о незаконном хранение и оружия – статья 222 УК РФ, которая относится к подследственности МВД. В 2014 года дело было возвращено в УВД ВАО. Однако через несколько месяцев расследования там все же решили предъявить всем 14 уроженцам Северного Кавказа обвинения в терроризме.
«Осенью 2013 года произошел взрыв в Волгограде, нужна была какая-нибудь показательная и красивая операция по задержанию экстремистов. Вот и произошло задержание в обычной квартире-общаге на улице Наташи Качуевской - высказал «Росбалту» мнение адвокат Тажиба Махмудова Илларион Васильев. - В результате придумали какую-то чушь про "изотопный след", что изъятая в Москве взрывчатка идентична волгоградской. Я с экспертами советовался. Это бред нереальный. Из этой же серии история о том, что одежда в гексогене-октогене. Эксперты говорят, что такие микроналожения возможны при изготовлении, переработке или подрыве боеприпасов. Они там что, всем общежитием пельмени из гескогена лепили в кружок? Один мальчик на ночь приехал в эту квартиру, будучи проездом с рыболовецкой вахты на Камчатке в родной Дагестан. Он тоже оказался «по уши» в гексогене. Мой подзащитный месяц в той квартире не появлялся, костюм, на котором якобы нашли следы взрывчатых веществ, за неделю до обыска купил. Повторную экспертизу уже не проведешь, весь биоматериал, как утверждает следствие, израсходован. Позиция защиты однозначная: имела место провокация. Обвиняемые давать ложные признания отказываются, вот и стоит дело. ГСУ СК по Москве уже признало, что никакой подготовки теракта не было. Однако МВД продолжает стоять на своем».
Александр Шварев