Posted 18 февраля 2015, 17:28
Published 18 февраля 2015, 17:28
Modified 31 марта, 09:21
Updated 31 марта, 09:21
Минувший год стал особым для сотрудничества Италии и России, поскольку был перекрестным Годом туризма двух стран. А в мае в Милане откроется международная выставка «Экспо-2015», на которой будет представлена и российская экспозиция. Это еще раз подтверждает тот факт, что несмотря на санкции, партнерство России и Италии продолжает укрепляться. Говорит об этом и итальянский архитектор и реставратор Клаудио Треччи, который в этот раз стал героем проекта «Петербургский авангард».
Клаудио Треччи обычно несколько месяцев в году живет в Петербурге. Сегодня у него здесь много друзей, он хорошо знаком с местной культурой и традициями. Мало того, Клаудио бесплатно обучает всех желающих своему родному языку. В интервью «Росбалту» он рассказал об архитектурных возможностях Северной столицы, о реальной ценности ремейков и о том, как в кризис можно укрепить сотрудничество с итальянскими городами.
- Как итальянцы стали относиться к россиянам после введения санкций?
- Я не разделяю наложение Европой санкций против России так же, как и большая часть общественности Италии. У меня нет никаких предубеждений против русского народа. Как торговые, так и культурные отношения между Италией и Россией должны становиться все более оживленными, потому что значение наших стран друг для друга велико. По большей части отношения в международной политике определяют США, и Италия является участницей Североатлантического договора. Надеюсь, что в ближайшее время санкции будут пересмотрены и сняты в свете экономического ущерба, который они наносят странам Европы.
– Какими способами и с помощью каких мероприятий, на ваш взгляд, можно укрепить сотрудничество Петербурга с итальянскими городами?
– Нужно интересно разработать общую многолетнюю программу, чтобы понять, в каких областях возможна реализация двусторонних инициатив, и выделить наиболее значимые.
Простой пример: недавно я услышал, что в Петербурге есть школа «танцев в стиле барокко». И никто в Северной столице не знает, что в моем родном городе Фолиньо каждый год проводится мероприятие под названием Segni Barocchi, которое заканчивается потрясающим конным рыцарским турниром Quintana. Было бы интересно объединить эти выступления.
Хорошо бы организовать одновременные мероприятия для русских художников в Италии и итальянских художников в России. Это принесло бы и определенную коммерческую выгоду, что важно во время экономического кризиса. Наконец, я бы уделил больше внимания приближающейся международной выставке «Экспо-2015», которая пройдет в Милане с мая по октябрь. Тема выставки - «Накормить планету. Энергия для жизни». Если о ней узнает большее количество людей, это послужит дополнительным стимулом к сближению наших интересов в сфере гастрономии.
Подобное сотрудничество актуально и для других областей, в том числе экономической и торговой. В период кризиса вообще нужно использовать нетрадиционные способы взаимодействия.
Считаю, что страны не обязательно и не всегда должны представлять лучшие свои стороны: необходимо искать возможности для интеграции и сотрудничества именно в слабых и неустойчивых чертах.
- С прошлого года вы даете в Петербурге бесплатные уроки итальянского для всех желающих. Почему?
– В рамках волонтерского проекта Language Free я веду занятия в хостеле GRAFFITI L раз в неделю, иногда проводим встречи дополнительно в других местах. Мои ученики – молодые люди 20-35 лет, которые уже говорят по-итальянски или хотят заговорить.
В основе желания говорить на нескольких языках исключительно культурный интерес, не коммерческий. Полагаю, что знакомство с представителями разных наций помогает культурно обогащаться: я даю петербуржцам знания, обучая моему языку, а они обогащают меня с точки зрения дружбы, обмена мнениями и взглядами. При этом не исключено, что и я смогу немного выучить русский.
- В Петербурге есть школа №318 – единственная в России, где язык Данте и Петрарки изучается по классической схеме со второго класса. На ваш взгляд, какие перспективы открывает изучение итальянского языка?
– Как для итальянца для меня очень почетно, что в Петербурге есть такая школа, и мне жаль, что в Италии нет такой же.
Думаю, что итальянский язык никогда не сможет превратиться в международный. На нем говорит слишком мало людей. Но считаю, что итальянский может быть основой для углубленного изучения культуры и истории одной из величайших цивилизаций – Римской. От нее произошли многие модели поведения и многие законы, которые также могли бы повлиять на жизнь населения России (именно это и могло бы изучаться в российских школах более глубоко).
- Если говорить об архитектуре, то Петербург – самый итальянский город России. Имена итальянских архитекторов навсегда вписаны в историю города…
– Доменико Трезини, Карло Росси и Бартоломео Растрелли хотя и были выдающимися мастерами, но им выпала удача выразить свой талант благодаря великим проектам русских царей.
Топография местности, совершенно плоской, отсутствие историко-архитектурных предпосылок, но прежде всего – желание построить город, полный политического, художественного и культурного смысла, определили городскую структуру, не имеющую себе равных, наполненную настоящими жемчужинами архитектуры. Все это делает Санкт-Петербург уникальным городом.
- Петербург из-за обилия рек и каналов часто сравнивают с Венецией. Как архитектор вы считаете сравнение обоснованным?
– Я не согласен с этим утверждением. Венеция была построена на воде на основе очень специфической системы закладывания фундамента. Санкт-Петербург возник на твердой земле – на островах, которые были созданы дельтой Невы.
Выражение «Северная Венеция» служит для увеличения потока туристов (пусть так и будет). По-моему, у обоих городов есть свое особое очарование, но, конечно, оно различается с точки зрения окружающей среды и памятников.
- Как вы оцениваете петербургские новоделы - новые здания, которые создаются «под старину»? Нашими искусствоведами они часто критикуются за безвкусие, отсутствие гармонии.
– Петербург был задуман как «окно в Европу». Как и многие города, наполненные историей и смыслом, он уязвим, достоин огромного уважения и особой защиты. Поэтому разделяю мнение петербургских искусствоведов.
Любое вмешательство в городскую структуру и здания Северной столицы необходимо тщательно взвешивать. У ремейков нет урбанистической и архитектурной логики, они не вписываются в окружающий городской пейзаж, более того – разрушают его. Достаточная реставрация гораздо лучше, чем отличный ремейк!
Если, однако, реставрация невозможна, я бы предпочел, например, такие проекты, как Центр Помпиду во Франции, который был спроектирован по новаторскому проекту архитекторов Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. В этой работе подчеркивается современность без слепого подражания классицизму в городском окружении.
Беседовала Любовь Костерина
Полную версию интервью читайте на сайте «Петербургского авангарда».