Posted 12 февраля 2015, 15:11
Published 12 февраля 2015, 15:11
Modified 31 марта, 09:26
Updated 31 марта, 09:26
Кризис уже ударил по индустрии развлечений. Как говорят участники рынка, организовывать концерты в клубах становится все сложнее.
В Петербурге закрылась концертная площадка «Аврора концерт холл». Клуб был хорошо известен в городе - там выступали популярные отечественные и зарубежные артисты и музыкальные коллективы. Сейчас февральские и мартовские концерты перенесли в другие залы города. СМИ сообщили, что «Аврора» стала первой жертвой экономического кризиса. Однако представители клуба сослались на "комплекс причин", не уточнив, что под этим подразумевается. В "Авроре" обещают приложить все усилия, чтобы вернуться в «довольно хорошее» здание на Пироговской набережной, но гарантировать повторного открытия клуба пока не могут.
Тем не менее случай с «Авророй» заставил задуматься над тем, что ждет индустрию отдыха, неотъемлемой частью которого являются музыкальные клубы. Благо повод для беспокойства есть. Так, например, вице-президент НП «Союз Ассоциаций и партнеров индустрии развлечений» Виктор Бондаренко вынужден констатировать, что интертейнмент в период кризиса попадает под удар в первую очередь. Ведь первая необходимость — продукты питания и одежда, а увеселительные мероприятия — это элемент роскоши. Именно с них и начинают экономить люди. Плюс ко всему, чтобы идти развлекаться, нужно иметь соответствующее настроение, а его проблематично заполучить, когда отсутствует экономическая стабильность.
Арт-директор клуба «Феникс концерт холл» Владислав Яколин признается, что из-за курса евро выступления артистов подорожали. Фактически заведения на концертах ничего не зарабатывают. Однако это не означает, что в Петербурге будут повально закрываться клубы. С адекватным артистом всегда можно достичь компромисса, считает эксперт.
Яколин не думает, что «Аврора» пала жертвой кризиса. Другое дело, что клуб проводил «странную» концертную политику. «Аврору» как концертную площадку мы уже как год не рассматривали. Не могли договорится о разумных условиях», - поясняет он.
Эксперт считает, что после того, как ситуация стабилизируется, люди все равно потянутся в клубы. Им необходимо развлекаться. Городу же потребуется еще одна площадка на тысячу человек.
Управляющая клубом «Космонавт» Оксана Попченкова говорит, что делать прогноз относительно того, будут или нет массово закрываться концертные площадки, трудно. Для этого надо знать коммерческую составляющую конкретных заведений. «Могу говорить только про нас: «Космонавт» закрываться не будет. Март и апрель у нас полностью заполнены. Не только уик-энды, но и будние дни. Остальные месяцы заполняются в рабочем порядке», - говорит Попченкова.
В регионах ситуацию оценивают более пессимистично. Так, президент калининградской рок-ассоциации, генеральный директор «Концертного агентства Ивана Прусова» Андрей Феоктистов отмечает, что кризисные явления в его городе начались раньше, чем в континентальной части. Эскалация напряжения с Евросоюзом привела к тому, что «границы закрылись еще глуше».
Кроме этого, в городе не слишком благополучно обстоят дела с инфраструктурой. «Знаете, есть такой анекдот. Идет война. Сидят в окопе два промоутера. Курят. Один другому говорит: «Знаешь, наши Курск сдали». Второй отвечает: «Тоже мне город — две площадки по тысяче», - рассказал Феоктистов.
По словам эксперта, концертный бизнес полностью зависит от оптимистичности населения. Когда люди не волнуются за свой завтрашний день, когда они уверены в том, что все будет хорошо, то они готовы отдыхать. При этом вопрос наличия денежных средств здесь не главный.
«Если есть уверенность в будущем, то люди готовы даже занимать ради того, чтобы приобрести билет на концерт. А если уверенности нет, то даже люди с деньгами будут держать сбережения в кубышке, ждать черных дней, отказывать себе в культурном досуге», - рассказывает Феоктистов.
При этом эксперт склонен считать, что своего дна индустрия развлечений в Калининграде еще не достигла - немало бизнесменов решили переждать кризис, вложив деньги в сферу развлечений. Когда они осознают, что это не самая стабильная сфера и разочаруются в своих планах, тогда и можно будет говорить о падении на дно.
Тем временем клубам приходится менять свою концертную политику. «Возьмем один их наших старейших клубов - "Вагонку". В нем когда-то были определенные ограничения, был свой формат. Рок приветствовался, но такой, попсовый. Сейчас же двери открылись для любого рока. Не до жиру. Спасайся, кто может. С другой стороны, в кризис свой шанс может получить какое-то неожиданное новье. Оно может вызвать к себе интерес, привлечь публику. Если удержать этот ветерок, попавший в парус, то можно и в мейнстрим попасть», - считает Феоктистов.
Пока сложно сказать, что будет с большими фестивалями и опен-эйрами, которые по-традиции проводятся в летние месяцы. Создатель проекта "Усадьба Jazz" Мария Семушкина уверена, что фестиваль обязательно состоится. Он пройдет не только в столице, но и в Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже и Казани.
"Неблагоприятные экономические явления нас, безусловно, тоже затронули - в первую очередь это связано с курсами валют. Думаю, что это общая проблема для всей индустрии, и количество концертов зарубежных артистов в будущем, к сожалению, будет снижаться. Тем не менее, несмотря на кризис, у нас выдался необычайно динамичный год», - рассказывает Семушкина.
«Самое важное - это не вложенные в фестиваль деньги, а атмосфера. Поэтому хочу пожелать молодым промоутерам не опускать руки - спрос на хорошие концерты не упадет даже в кризис», - считает она.
Разворачивающийся экономический кризис безусловно повлияет на отечественный шоу-бизнес, уверен музыкальный продюсер, заслуженный артист России Бари Алибасов. Он надеется, что кризис будет иметь очищающее значение: вместо шоу-бизнеса в стране может наконец-то возникнуть музыкальная индустрия. Мол, люди устанут от 40 лиц, которые кочуют из одной телевизионной передачи в другую, и захотят чего-нибудь нового. Ежегодно консерватории и институты культуры выпускают около 4 тыс. музыкантов. Но их никто не видит и не слышит. "Условия будут равные, а монстры не захотят ездить на гастроли за адекватные российской экономике деньги. Думаю, что у десятков тысяч молодых талантливых музыкантов появится шанс проявить себя", — поясняет Алибасов.
Продюсер отмечает, что между состоянием экономики и состоянием индустрии развлечений имеется стопроцентная корреляция. Наличие проблем в экономике означает и наличие проблем у музыкантов. Другое дело, что порой в периоды трудностей людям хочется больше развлечений, чем в период стабильности. Позитивный концерт дает ощущение равновесия и перспективы.
"Работать можно всегда и в любых условиях. Все будет зависеть именно от того, кто и как работает. Если артисты будут оценивать свои выступления в $100 тыс., то, значит, начнут отдыхать. Если мне, например, не будет хватать пенсии, то я буду варежки вязать - научусь это делать. У меня это не первый кризис. Я помню, как меня мать десятилетнего в 4 часа утра отправляла занимать очередь за хлебом. Я помню 1989 год, пустые полки в буфете аэропорта "Шереметьево". Так что выживем. Никаких особых проблем для себя я не вижу", — рассказал Алибасов.
Лидер группы "Коррозия металла" Сергей Троицкий (известный как Паук), который боролся за кресло мэра Химок, Жуковского и Новосибирска, отмечает, что в России вообще всегда было трудно заниматься шоу-бизнесом: поддержки творческому человеку ждать неоткуда.
"Такое впечатление, что у нас специально все сделано для того, чтобы музыканты не могли гастролировать. Возьмем, к примеру, тариф на железнодорожные перевозки. Группа "Коррозия Металла" за год приобрела, наверное, две-три тысячи билетов. Но у РЖД нет никакой льготной программы для артистов. Все наши скидки - это 00 рублей 00 копеек. А что такое вывезти 9 человек, например, в Красноярск? Еще подняли цены на проезд в метро. Наверное, специально, чтобы людям было сложнее до клубов добираться", - рассуждает Троицкий.
Паук прогнозирует, что стоит ждать очередной волны закрытия увеселительных заведений. "Взять хотя бы тот факт, что в Москве закрылась дико олигархичекая «Солянка». Клубы нерентабельны, а работать себе в убыток никто не будет", - уверен Троицкий.
Музыкант считает, что России надо перенимать опыт западных стран. Например, в Германии владельца мест, в которых играют музыку, оплачивают электроэнергию по льготному тарифу.
Сейчас многие отечественные звезды стали искать спасения от кризиса за рубежом. В поисках длинного доллара и евро они устремились на заграничные гастроли. Другое дело, что на подобные концерты ходят в основном те же бывшие русские. Кроме этого, чтобы попасть в благополучную Европу, теперь надо внимательней следить за своей речью. Одно спорное политическое заявление - и вот концертные площадки той же Прибалтики для тебя закрыты.