Posted 6 февраля 2015, 16:07

Published 6 февраля 2015, 16:07

Modified 31 марта, 09:31

Updated 31 марта, 09:31

А теперь карточки, господа!

6 февраля 2015, 16:07
Александр Желенин
Вводить в России продуктовые карточки или нет – это пока вопрос не столько экономический, сколько политический и психологический. Проблема в том, что это напоминание о не самых веселых временах - о «костлявой руке голода».

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП ) обратилось к правительству РФ с просьбой рассмотреть возможность введения продуктовых карточек. На его сайте говорится: «за последние три месяца было зафиксировано около двухсот обращений потребителей, жалующихся на резкий рост цен на продукты питания из разных регионов». В ОЗПП считают, что «в условиях резкого падения курса национальной валюты, сильной зависимости России от импортного продовольствия и действующих запретов на импорт продуктов из Евросоюза и других стран, очевидно, что тенденция резкого повышения цен сохранится в ближайшее время».

Со ссылкой на данные Росстата, в обращении утверждается, что если до начала кризиса расходы на продукты питания в среднестатистической российской семье составляли около 36-40% от общего дохода, то сегодня они приближаются к 50%.

Однако среднестатистические данные грешат слишком большими обобщениями, а значит, неточностью. Соответственно, цифры Росстата нуждаются в уточнении. Дело в том, что доля расходов на питания всегда выше в бедных семьях. То есть, чем беднее люди, тем большая часть их доходов идет на питание.

По данным того же Росстата, в последнем докризисном, относительно благополучном, 2013 году (видимо теперь мы, как и в советские времена, все будем мерить «тринадцатым годом»), в группах граждан с наименьшими доходами, то есть тех, кто получал от 0 до 20 тыс. рублей в месяц на человека, расходы на питание составляли примерно от 45% до 40% всех их доходов. Причем, заметим, что такой уровень доходов в то время имели 52,2% населения России.

Очевидно, что сегодня, в связи с ростом инфляции и падением курса национальной валюты, число людей, опустившихся в разряд бедных, в России резко увеличилось. Это значит, что рост цен на продукты бьет теперь по абсолютному большинству россиян. Но это ведь только начало кризиса... Большинство экспертов прогнозируют массовые увольнения и безработицу, а стало быть, еще большее обнищание российских граждан.

ОЗПП ссылается на опыт США, где «талонная система действует ...с 1939 года». В обращении говорится, что «это привычный для Америки инструмент социальной поддержки». «Продуктовый талон представляет собой электронную карточку, ежемесячно пополняемую государством из бюджетных средств. В среднем каждый человек получает продуктовых талонов на $134 в месяц», - делятся заокеанским опытом наши защитники прав потребителей.

Вопрос «вводить карточки или нет» в России пока не столько социально-экономический, сколько политический и психологический. Не потому, что мы богаче США. Наоборот, беднее. Просто в РФ продовольственные карточки (талоны) - это напоминание о не самых веселых временах, о «костлявой руке голода».

С одной стороны, цены на ряд продовольственных товаров, занимающих весьма важное место в рационе бедных и тех, кто принадлежит (точнее, принадлежал до 2014 года) к нижнему слою среднего класса, например, на некоторые виды овощей, рухнули уже не на проценты, а в разы.

С другой стороны, ситуация пока не катастрофическая — люди проедают остатки сделанных в прошлые годы каких-никаких накоплений, перекредитовываются у более успешных друзей и знакомых, а отчасти и в банках, которые все еще продолжают раздавать потребительские кредиты. Понятно, что петля нехватки денег для этих категорий граждан неумолимо затягивается, и если все будет идти в том же направлении (а другого пока не предвидится), то можно сказать, что призрак голода уже замаячил на горизонте, что собственно и подтверждается цитируемым обращением ОЗПП в правительство.

Пока ситуацию еще можно назвать более или менее терпимой. В то же время введение карточек для России, с ее историей XX века, в психологическом плане - это символ войны, разрухи и бедности. Очевидно, что российской власти очень не хочется, чтобы подобные ассоциации возникли.

Однако, с учетом происходящего в мире, очевидно, что кризис в России будет расширяться и углубляться, захватывая все новые отрасли народного хозяйства и все более широкие слои населения. Все факторы, стимулирующие его, в ближайшие годы, скорее всего, будут только усугубляться. Нефть до 100 и выше долларов за баррель, и даже до 80 долларов в обозримой перспективе не поднимется, а возможно не поднимется больше никогда.

Война на Украине — главная и единственная причина западных санкций в отношении России, вряд ли прекратится, ее пожар только разгорается все жарче, а масштабы все увеличиваются. Действия российского руководства внутри страны, направленные в этих условиях на поддержку банков, а не населения и производства, также никакого оптимизма не внушают.

После усиления кризиса российской власти выбор будет небольшой — либо вводить, либо не вводить карточки. Ввести — значит уронить себя в глазах среднего класса. Да и для бедных стариков, помнящих Вторую мировую и полуголодные послевоенные годы, карточки оживят отнюдь не самые бодрящие воспоминания. Не ввести же карточки, будет значить обречь на голод и полуголодное существование самые широкие слои населения, которые по совместительству, как правило, и являются наиболее активным электоратом власти — пенсионеров и провинциальных бюджетников. В общем, очередной тупик.

Александр Желенин

Подпишитесь