Posted 4 февраля 2015, 09:58
Published 4 февраля 2015, 09:58
Modified 31 марта, 09:34
Updated 31 марта, 09:34
Узбекская оппозиция сообщает о том, что действующий президент страны Ислам Каримов впал в кому. Эту информацию распространили несколько зарубежных СМИ со ссылкой на "Народное движение Узбекистана" (НДУ). По информации источников НДУ в правительстве Узбекистана, самочувствие главы государства резко ухудшилось в среду, 28 января."Примерно в 20.30 за ужином в резиденции "Куксарой" президент Ислам Каримов потерял сознание, — сообщили в НДУ. — Медперсонал резиденции оказал срочную медицинскую помощь главе государства. Кроме того, в Дурмень были вызваны остальные специалисты. Однако ни тем, ни другим пока не удалось привести президента в сознание. Ислам Каримов находился в состоянии комы и 29 января".
В реальности к информации НДУ нужно относится с большой долей скепсиса. Практически все активисты этой организации живут за границей и не в состоянии оказать хоть какое-то влияние на политическую ситуацию в республике. То, что у такой маловлиятельной организации есть свои источники в правительстве Узбекистана вызывает большое сомнение.
Отметим также, что подобные сообщения появлялись и ранее. Так, например, примерно пять лет тому назад радио "Азаттык" сообщало о том, что в 2009 году Ислам Каримов дважды впадал в кому, и что жизнь его поддерживается биологическими стимуляторами. В 2013 году узбекские СМИ предположили, что президент перенес обширный инфаркт и находится в тяжелом состоянии. Спустя некоторое время сам Каримов опроверг эти сообщения, совершив рабочий визит в Москву.
«Могу ошибаться, но мне кажется, что это утка. Если бы это было правдой, то в воздухе была бы какая-то тревога, милицейское усиление и так далее. Но нет ничего подобного. Менты, как обычно, вялые и расслабленные, не происходит ничего подтверждающего это сообщение», - написал в фейсбуке известный ташкентский журналист и политолог Алексей Волосевич.
"Я думаю, что это вброс оппозиции с целью намеренно дезинформировать общество. Теперь насчет возраста. Понятно, что оппозиция пытается эксплуатировать этот фактор. На Востоке всегда так: как только рука падишаха перестает крепко держать саблю, ему пытаются всунуть кинжал в спину. Именно отсюда и появляются вбросы о плохом здоровье Каримова. По большому счету - это показатель слабости узбекской оппозиции: они надеются только на смерть падишаха, а сами не в состоянии предложить внятную программу реформ населению и привлечь его на свою сторону», - полагает российский политолог Аждар Куртов
C другой стороны, действительно, 30 января президенту Исламу Каримову исполнилось 77 лет, и это тот возраст, когда здоровье может преподнести любые сюрпризы. К тому же в прошлом году Каримов вступил с прямую конфронтацию со своей любимой дочерью Гульнарой, прозванной в народе «узбекской принцессой». Чтобы, хоть как-то обуздать свое чадо, выливающее компромат на свою мать, сестру и ближайшее окружение президента, он был вынужден посадить дочь под домашний арест. Очевидно, что такой поступок, даже совершенный в силу необходимости, является сильнейшим стрессом для любого человека.
Итак, зададимся вопросом, что будет с бывшей советской республикой, если информация о коме Ислама Каримова - правда. При этом отметим, что Узбекистан – крупнейшее государство в Средней Азии, к тому же расположенное в сердце региона. Во всех соседних с ним странах по периметру границы проживает крупная узбекская диаспора. Все эти факторы позволяют предположить, что смута, если они возникнет, с очень большой долей вероятности распространится на весь регион. Однако все же насколько реальна дестабилизация в самом Узбекистане в случае потери дееспособности Каримовым?
Прозванный в народе «папой» Ислам Каримов является без сомнения самым влиятельным политиком в регионе. Он занимает президентский пост уже 25 лет. Фактически Каримов руководит республикой с 1989 года (тогда он занял должность первого секретаря ЦК компартии Узбекской ССР). Бессменный лидер отнюдь не собирался уходить в отставку, и намеревался принять участие в президентских выборах в Узбекистане, назначенных на 29 марта.
Режим Каримова можно критиковать очень за многое, но одно его «достижение» несомненно: сегодня ни в республике, ни за ее пределами просто нет силы, способной хоть как-то противостоять узбекскому лидеру. Проживающие за рубежом и к тому же перессорившиеся между собой узбекские оппозиционеры в лучшем случае способны лишь выкладывать не слишком убедительные тексты в интернете.
Исламская оппозиция, правда, представляет собой более серьезную силу. Но в самом Узбекистане исламисты могут дискутировать с президентом только из тюремных камер. Есть еще и осевшее в горах на афгано –пакистанской границе Исламское движение Узбекистана. Однако выступающее в союзе с талибами ИДУ стоит на позициях "исламского интернационализма»: «освобождать» нужно в первую очередь не свою страну, а наиболее стратегически важные для мусульман регионы мира. Поэтому не стоит ожидать боевиков ИДУ в Узбекистане после вывода из Афганистана американских войск. У них на тот момент появятся дела поважнее – джихад в соседнем Пакистане. И если даже часть боевиков ИДУ и решится вернуться на родину с оружием в руках, то эта интервенция не слишком опасна для Ташкента.
Отметим, что за более, чем двадцатилетнее пребывание в Афганистане ИДУ были предприняты лишь две, закончившиеся бесславным провалом, попытки вооруженного возвращения в Узбекистан. А за последние 15 лет ИДУ и вовсе не совершило ни одного хоть сколько-нибудь крупного рейда по родным местам. К тому же сегодня в случае реальной угрозы и Москва, и Вашингтон с удовольствием помогут узбекам в укреплении границы.
Маловероятно, что в смуту может вылиться и борьба за власть в ближайшем окружении Каримова. Да, сегодня там нет явного лидера, человека с достаточно ярко выраженной харизмой. Преемниками называли и «принцессу» Гульнару, и главу службы безопасности Рустама Иноятова, но в общем-то, не имея на это особенных оснований. Надо же кого-то записывать в наследники! Скорее всего, политическая элита остановится на компромиссной фигуре, устраивающей разные региональные кланы.
«Каримов создал систему, которая держится лишь на нем. Вынь этот стержень и система скорее всего рухнет. Вот он и идет каждый раз на выборы в нарушение конституции», - считает Аждар Куртов.
Но в любом случае — рухнет «система Каримова» не сразу. Ситуацию, в случае смерти узбекского диктатора, с некоторой натяжкой (масштаб, конечно, совершенно разный) можно сравнить со смертью Иосифа Сталина: система осталась жива, но стала медленно трансформироваться, чтобы в итоге все-таки умереть.
Правда, есть одно, но очень важное отличие от ситуации в постсталинском СССР и сегодняшнем Узбекистане, дающее последнему куда меньший запас прочности. Преемнику Ислама Каримова (или фактически «коллективному руководству»?) придется так или иначе решать тяжелейшие экономические проблемы, стоящие перед этим одним из самых бедных государств на территории бывшего СССР. Сегодня подавляющая часть населения страны выживает лишь благодаря выездам на заработки в Россию. Основной же источник валютных поступлений в страну - продажа хлопка, сбор которого осуществляется прежними «советскими» методами. Хотя в то же время республика занимает 11-е место в мире по добыче газа и 5-е по добыче урана, обладает большими запасами золота, но впрок все это как-то не идет. Во всяком случае, на всех явно не хватает.
Игорь Ротарь
Перейти на страницу автора