Posted 13 января 2015, 16:34
Published 13 января 2015, 16:34
Modified 31 марта 2024, 09:54
Updated 31 марта 2024, 09:54
В наступившем году пригородные железнодорожные компании – «дочки» ОАО «РЖД» – продолжили процесс сокращения сети пассажирских перевозок. Например, Вологодская область с 1 января из-за долгов регионального правительства вовсе остается без электричек – "Северная пригородная пассажирская компания" отменила все пригородные поезда.
Как пояснили в РЖД, убыток компании от неоплаты Вологодской областью услуг в 2014 году составил 142 млн рублей. Губернатор Олег Кувшинников в ответ заявил, что перевозчик предъявляет правительству Вологодской области необоснованные затраты на пригородные перевозки.
"Северо-Западная пригородная пассажирская компания" сообщила о намерении с 1 февраля полностью прекратить пригородное железнодорожное сообщение по территории Псковской области. Отмечается, что такое решение перевозчик принимает "в условиях отсутствия заказа администрации Псковской области на перевозку пассажиров на 2015 год".
Схожая ситуация сложилась и в Забайкалье. "Забайкальская пригородная пассажирская компания" (ЗППК) намерена приостановить пассажирские перевозки, если власти региона не погасят долг за прошлый год в размере 56 млн рублей. Жители забайкальских поселков Харагун и Амазар заявили о готовности перекрыть Транссиб в случае отмены электричек. Гендиректор ЗППК Николай Гаджала, в свою очередь, сообщил о намерении созвать собственный митинг в Чите, на котором железнодорожники будут требовать у краевого правительства оплаты долгов.
Инициаторами акций протеста в Вологде выступили местные жители, которые адресовали обвинения как руководству железнодорожных компаний, так и региональным чиновникам. "РЖД называет цифры, которые ей должны заплатить, словно берет их с потолка. Если около 50 рублей за 10 км, то это получается – 750 рублей за 150 км. А ведь это – расстояние до райцентра, куда люди ездят работать. При этом из тех денег, которые должны заплатить пригородной компании пассажиры и регион, 80% идет на аренду вагонов. Правительство же изображает видимость, что ведутся переговоры, а конструктива не видно", – считает член оргкомитета акций протеста Лариса Трубицина.
Отмена электричек может привести к тому, что жители удаленных деревень окажутся без какого-либо сообщения с «большой землей».
"Классы в сельских школах закрывают, фельдшерско-акушерские пункты в деревнях закрывают, сельские больницы закрывают. Люди теперь перестанут ездить даже к врачам из деревень, к которым нет других дорог, кроме железных. Они будут лишены всего, что государство должно гарантировать гражданам. В сравнительно большие деревни, в которых по шестьдесят человек живет, хлеб завозят уже только раз в неделю", — рассказала Лариса Трубицина.
Отмена электричек в Псковской области может привести к массовым акциям протеста и перекрытиям дорог, считает руководитель фракции КПРФ в областном Собрании депутатов Александр Рогов. Как заявил народный избранник корреспонденту «Росбалта», отмена пригородного железнодорожного сообщения в регионе станет еще одним звеном в цепи нарастающих проблем в жизни граждан.
«Электрички – это очень больная тема для Псковской области. Многие люди добираются за покупками продуктов, медикаментов на электричках, потому что нет других видов транспорта. Губернатор Андрей Турчак, когда эта проблема возникла еще только в некоторых районах, обещал перевозить людей на автобусах. Но как показала зима, автобусы могут просто не проехать на некоторых участках», – заметил Александр Рогов.
Депутат заметил, что отмена электричек станет в один ряд с другими негативными новациями, что может привести к непредсказуемым социальным последствиям.
«За последнее время и в наступившем году на граждан сваливается целый ком проблем. А тут еще и электрички отменяют. До сих пор нагнетание проблем можно было сравнить с постепенной варкой французами лягушки в кастрюле, когда вода нагревается постепенно и лягушка сваривается. Но если лягушку сразу бросить в кипяток – она выпрыгнет. Вот так может случиться и с нашими гражданами, на которых пытаются сразу свалить всю нагрузку кризисного времени. Люди начнут дороги перекрывать, как это было десять лет назад, при монетизации льгот», – предположил Александр Рогов.
В иных регионах жители удаленных поселков еще пытаются вернуть электрички путем написания жалоб и обращений. «Электричка являлась основной транспортной артерией для граждан села Михайлово-Александровка (станция Шептуховка), так как другого вида транспорта просто не существует. Трасса М-4 до Ростова-на-Дону находится в 70 км в стороне от села. В настоящее время студентам, учащимся, работающим гражданам на стороне, инвалидам, больным, едущим в Мальчевскую, Миллерово, Ростов-на-Дону в больницу, гражданам, едущим по хозяйственно-торговым и иным делам, ехать просто нечем», – написала жительница Чертковского района Ростовской области Нина Демина в письме депутатам Госдумы. Обращения в Минтранс, прокуратуру и другие органы по поводу отмены железнодорожного сообщения Глубокая – Чертково не принесли никаких результатов.
«Пройден десяток инстанций. Что достигнуто? Ничего! Электрички нет, как и не было. Кто в ответе за уничтожение простого, рядового россиянина?! Кому он нужен? Никому!», – констатировала Нина Демина.
Председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников Евгений Куликов считает, что отмена электричек стала следствием порочности реформ железнодорожной отрасли.
«Пригородное железнодорожное сообщение отдано частным компаниям, акционерным обществам, основная задача которых – извлекать прибыль. Однако пригородные железнодорожные перевозки всегда были убыточны. Когда государство держало их на своих плечах, то механизм работал. Теперь же пригородные компании не получают прибыли и идут на отмену поездов. Я считаю, что это безобразие, такого нельзя было допускать. Но ситуация складывается именно таким образом», – констатировал Евгений Куликов.
По словам профсоюзника, отмена пригородных поездов также бьет и по работникам железных дорог. «Происходит сокращение работников, которые обслуживали поезда – локомотивных бригад, ремонтного персонала. Это идет вразрез с указами президента, который требовал создания 25 миллионов рабочих мест. Это саботаж», – уверен Евгений Куликов.
Профсоюзный лидер подчеркнул, что изначально не следовало отдавать пригородное сообщение в частные руки.
«Когда проводилось акционирование и создавались пригородные компании, то предполагалось, что регионы и мы, налогоплательщики, будем покрывать их издержки. Но у регионов нет ресурсов на поддержание инфраструктуры железнодорожного транспорта. Давайте, может, регионы еще будут содержать и обслуживать авиаперевозки, морские, речные перевозки? Нет, это должно покрываться за счет государственных средств, а не региональных субсидий», – полагает Евгений Куликов.
Региональные власти на тех территориях, где отменяются электрички, обещают компенсировать их автобусным сообщением. Однако очевидно, что это не более чем попытка временного успокоения сограждан. В реальности цены на проезд в автобусах оказываются велики несоразмерно возможностям сельских жителей. Дотирование проезда явно будет временной мерой, которую потом постепенно сведут на нет.
Гораздо честнее оказались чиновники Омской области. Они предрекли селянам возврат поездок на конных упряжках. Как сообщал "Омск-Информ", ссылаясь на протокол заседания рабочей группы по совершенствованию транспортного обслуживания населения, чиновники решили "проработать вопрос осуществления перевозок пассажирским гужевым транспортом на базовой маршрутной сети Омской области". Наряду с этим ставится задача сократить маршрутную сеть автобусов на 10% и сократить издержки на содержание автовокзалов и автостанций «до уровня безубыточности».
Добро пожаловать назад, в средневековье?
Дмитрий Ремизов