Posted 7 января 2015, 21:10

Published 7 января 2015, 21:10

Modified 31 марта, 09:57

Updated 31 марта, 09:57

Новый Лукашенко

7 января 2015, 21:10
Поведение лидера Белоруссии в 2014 году показало, что Россия была для него не союзником по «новому СССР», а рынком сбыта, дверью в Запад и угрозой трону. Это нормально, но риторику в отношениях с Минском, кажется, пора менять.

Конфликт России с Западом показал, что для Белоруссии она является не союзником в борьбе за новый СССР, как думали многие отечественные поклонники Александра Лукашенко, а прежде всего способом обойти санкции того же Запада, рынком сбыта и угрозой суверенитету. Не стоит упрекать Батьку в измене: РФ дала ему немало поводов для такого поведения. Но риторику в отношениях с Минском Москве, кажется, пора менять.

Украинский кризис стал моментом истины не в российско-белорусских отношениях – для занятых этим профессионалов поведение Лукашенко как раз не явилось сюрпризом. Момент истины наступил в отношении к Белоруссии и лично к Александру Григорьевичу Лукашенко со стороны рядовых россиян. Разочарование велико, и это важный факт для самого Лукашенко, десятилетиями приглашавшего к себе российских журналистов (причем, отчего-то, только провинциальных) для формирования позитивного имиджа страны в глубинке РФ .

Зачем ему вообще было надо выстраивать этот имидж, трудно сказать. Возможно, таким электоральным способом Лукашенко пытался связать руки околокремлевским олигархам, зарившимся на «Беларуськалий» и «Нафтан». Теперь, после просмотра роликов, где Батька на голубом глазу говорит Путину и Порошенко одно и то же («что-то надо будет, ты только скажи, мы все для тебя сделаем»), его российским симпатикам остается только выругаться. Видимо, ставки достаточно высоки, чтобы Лукашенко пренебрег наработанным имиджем. Но, судя по его наскоку на российские медиа а ходе «евразийской» пресс-конференции в Кремле, бросать этот имидж перед выборами-2015 ему тоже жалко.

Какие же открытия в отношении белорусского лидера сделал для себя за минувший год русский обыватель?

Открытие №1: Батька - не сторонник России в ее противостоянии с США. Он представлял себя таковым, когда у него самого были проблемы с Западом. Но как только появилась возможность, он использовал это противостояние для налаживания отношений с Вашингтоном. Использовал открыто и беззастенчиво – непризнание российского Крыма, заявления, что отныне для Запада не он, а Путин «последний диктатор Европы», демонстративное дружелюбие к Турчинову и Порошенко, активизация диалога Белоруссии с госдепом и МВФ. Даже опасная для его страны торговая война с Россией, с учетом политических последствий, направлена на отдаление от РФ и сближение с Западом.

Впрочем, надо признать, что Россия такого отношения вполне достойна. Во-первых, насколько глубоко она сама готова порвать с Западом, большой вопрос. Во-вторых, полезно вспомнить, что в нулевые по отношению к Белоруссии РФ выступала как союзник Запада. Напомним, что в 2004 году в ответ на риторический призыв Лукашенко к более тесному объединению Путин заявил: хотите объединяться – вступайте в состав России шестью областями. Белорусский лидер тогда был очень оскорблен. В 2010 году, в ходе неудавшегося минского переворота, близкие к власти российские медиа и эксперты почти не скрывали заинтересованности в свержении Лукашенко. Усмотреть стратегическую выгоду для России в этом было невозможно, единственное логичное объяснение – олигархия РФ надеялась поживиться в ходе неизбежной при смене режима приватизации. Позднее «дело Баумгертнера» эту версию подтвердило.

Открытие №2: Батька - не такой уж социалист: жизнь в Белоруссии дорогая, бесплатных сервисов для граждан все меньше. Можно ли вообще остаться стопроцентным социалистом в его обстоятельствах? Скорее всего, нет, и дело не только в сокращении субсидий от РФ в рамках Таможенного союза. Дело в глобализации, при которой обложенная санкциями Белоруссия через Россию де-факто вошла в ВТО, а ее рынок зависим от мировой конъюнктуры. Но, так или иначе, мы имеем дело примерно с таким же «социализмом», как в Китае или во Вьетнаме. То есть с символически-рудиментарным.

Открытие №3: даже самые упрямые симпатики Лукашенко уверились, что его отношение к интеграционным проектам РФ сугубо потребительское. И проявляется это не в отказе поддержать российские санкции против Украины (тут вызывает вопросы и поведение самой Москвы, поставляющей Киеву уголь и электричество на фоне блокады Крыма и Донбасса). Куда важнее, что Белоруссия пытается заработать на реэкспорте в РФ запрещенных продуктов из Евросоюза. В Москве это воспринимают как отказ от стратегического партнерства ради сиюминутных выгод и набора политических «очков» на Западе.

Открытие №4: гуманитарная политика Минска все яснее напоминает украинскую. Концепция «Беларусь – не Россия»; легитимация белорусского национализма с попытками сделать его компонентом новой идентичности и новой идеологии; демонизация российской действительности государственными СМИ; ревизия белорусской истории, где в почете уже не общерусские, а польско-литовские «корни». Дрейф к национализму понятен и, наверное, даже неизбежен: суверенитет достался Белоруссии случайно, надо как-то обосновать свою отдельность от России. Но важно, что скрывать это у Минска больше не получается.

Впрочем, судя по медиакампании в защиту Лукашенко, в Минске не намерены сворачивать борьбу за умы и души россиян, и хотели бы спасти союзнический имидж. Защитники белорусского лидера указывают на «продолжающееся сближение РФ и РБ в военной сфере», призывают Москву «больше доверять союзникам» и называют украинскую позицию Лукашенко попыткой не отстраниться от РФ, а «оказать услугу миротворца».

Тем не менее, 2014 год убедительно показал: партнеры России по ТС и ЕАЭС поют ей осанну, лишь пока она платит, а когда у нее проблемы – отплывают подальше, как от тонущего Титаника. И это нормально, международные отношения определяются не чувствами, а выгодой. Но не пора ли в таком случае одинокой капиталистической Москве отказаться от советских лозунгов и привести риторику в соответствие с холодной реальностью Россельхознадзора?

Павел Кривошеев

Подпишитесь