Posted 26 декабря 2014, 15:44
Published 26 декабря 2014, 15:44
Modified 31 марта, 10:03
Updated 31 марта, 10:03
2014 год оказался богат на события, которые в иные времена называли бы эпохальными. Оценки им разными людьми даются подчас строго противоположные, но так или иначе мы видим, что в окружающей нас реальности идут тектонические сдвиги. О главных событиях минувшего года обозреватель «Росбалта» побеседовал с доктором исторических наук, востоковедом и политологом, доцентом Высшей школы экономики Еленой Галкиной.
- Наверное, стоит начать разговор с перечисления главных событий года.
– Главным событием года, конечно, стала украинская революция. Она показала, что так называемая «четвертая волна демократизации» существует как явление. Известно, что идею волн демократизации выдвинул американский социолог и политолог Сэмюэл Хантингтон. При этом нынешняя волна отличается и от событий конца 80-х годов XX века, когда происходило крушение советской системы, и от «цветных» революций начала XXI века.
«Арабская весна» 2011 года стала как раз началом волны «революций достоинства». Мы видим, что они происходят в развивающихся странах с режимами имитационной демократии или откровенно авторитарными. Революции достоинства связаны с завершением этапа модернизации и появлением массы людей, которым необходимо уже не только иметь средства на пропитание (поскольку проблемы голода в целом уже нет), но важна именно реализация собственных способностей на благо общества.
Именно таков был запрос этих революций, начиная с туниской 2010-2011 годов и заканчивая украинской 2013-2014 годов. Люди были недовольны коррупцией, требовали вертикальной мобильности, возможности для шага вперед. Это не антиолигархические революции. Это революции против системы, в которой существуют «стеклянные потолки», то есть, некие неформальные ограничители социального роста для разных слоев общества, где все перспективные места заняты по принципу непотизма (когда высшие должностные лица, используя неформальные связи, раздают места в руководстве крупных бизнес-структур своим близким, - «Росбалт»), где система управления несправедлива по отношению к людям, желающим реализовать себя.
– Какие еще события вы выделили бы в 2014 году?
– Я бы выделила еще два проекта — «Исламское государство» и «Новороссия». Что их объединяет? Оба являются проектами исторических реконструкций. Это попытки воссоздания консервативно-патриархальных обществ в странах, переживших модернизацию. Оба явления показывают, что попытки создания таких искусственных образований, попытки жить по средневековым системам ценностей ведут к рекам крови. И чем больше упорствуют в этих попытках, чем больше пытаются привести современную действительность в соответствие с какими-то средневековыми текстами и нормами, тем больше крови и жертв.
То же можно сказать и о странах, в которых прогрессистские модели по каким-то причинам оказались неудачными, например, о России. Попытка навязать ей консервативно-патриархальный проект однозначно ведет к деградации ее государственной системы и, в конечном счете, к ее разрушению.
– Революцией в Киеве и ответом на нее в Донбассе главные события года ограничиваются?
– Третьим важным итогом этого года нужно назвать роль СМИ в тех военных конфликтах, о которых мы говорили. И Россия на востоке Украины, и «Исламское государство» в Ираке и Сирии очень широко и эффективно использовали средства массовой информации. Оба этих случая показывают насколько может быть опасна сила слова или телевизионной картинки. Эти события показали, насколько велико влияние журналистов на эти события и, соответственно, насколько велика их ответственность за ложь, которая порой посылает на бессмысленную гибель тысячи людей, которые насилуют и убивают тысячи других людей.
Так что итогом этого года стало понимание того, как СМИ при их высоких современных технологиях могут открыть в человеке такие низменные стороны его души, о которых он раньше, возможно, даже не подозревал. СМИ подчас делают сегодня людей садистами, сознательными лжецами, которые получают удовольствие от своей лжи и за очень краткий промежуток времени могут погубить личность. Мне кажется, что после событий этого года каждый журналист, каждый хозяин СМИ должен почувствовать свою ответственность за то, что он делает.
– Какой, на ваш взгляд, главный итог этого года можно вывести для России?
– Главный итог, как мне представляется, состоит в том, что государственная машина Российской Федерации практически превратилась в труху. Несмотря на то, что власть демонстрирует, что держит руку на пульсе государственного управления, на самом деле мы видим, что это не так. Это заметно хотя бы по резким колебаниям в российской экономике. Еще одним свидетельством деградации государственной машины является привлечение для расчетов последствий «крымско-новороссийской» авантюры экспертов, которые давали удивительно некомпетентные заключения. Например, что после начала войны с российской экономикой ничего не случится, что десять украинских областей за пару недель присоединятся к РФ или образуют некое новое государство. Те, кто писали такие заключения, либо неграмотны, либо аферисты, старавшиеся угадать направление мысли руководства страны. Привлечение таких «специалистов» с одной стороны, и отстранение академической общественности от участия в такой экспертизе с другой, —демонстрация той прописной истины, которая сводится к тому, что «рыба гниет с головы».
Беседовал Александр Желенин