Posted 22 декабря 2014, 08:39
Published 22 декабря 2014, 08:39
Modified 31 марта, 10:07
Updated 31 марта, 10:07
Завтра в Москве на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета Киргизия должна присоединиться к Евразийскому экономическому и Таможенному Союзам. По тону высказываний киргизских высокопоставленных чиновников вероятность подписания столь желанных для Кремля документов очень высока. Примечательно, что 20 декабря, то есть накануне московской встречи, премьер-министр Киргизии Джоомарт Оторбаев провел рабочее совещание по вопросам подготовки к присоединению страны к ЕАЭС. "В настоящее время ведется активная работа по исполнению плана мероприятий по присоединению страны к евразийскому интеграционному объединению, вступление в Евразийский экономический союз - приоритетная задача в работе правительства Кыргызстана",- подчеркнул Оторбаев. Он добавил, что подготовительные работы по присоединению Киргизии к ЕАЭС проводятся в полном объеме и идут по графику.
Итак, вроде бы можно с высокой долей вероятности утверждать, что 23 декабря Кремль отпразднует очередной успех своих интеграционных проектов. Однако заранее давать окончательный прогноз все же рискованно. «Возможно, Киргизия выберет тактику дальнейшей торговли за преференции и уступки за свое вступление, пользуясь трудностями России и стремлением Кремля везде и всюду демонстрировать то обстоятельство, что изоляции России Запад так и не добился», - предполагает в беседе с "Росбалтом" главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
Но даже если долгожданное подписание документов и произойдет, то в любом случае, это приобретение Кремля – палка о двух концах или даже «троянский конь» с киргизским колоритом. Потенциальный новый союзник уже обошелся Кремлю в достаточно крупную сумму. Так Россия выделила Киргизии $1,2 млрд на реализацию "дорожной карты" по вхождению в Таможенный Союз. Ранее в обмен на закрытие американской военной базы Москва списала Киргизии долг в полмиллиарда долларов и пообещала предоставить вооружение киргизской армии на сумму $1,1 млрд.
Конечно, столь масштабно вкладываясь в Киргизию, Кремль рискует. В случае очередной киргизской революции (что вполне вероятно) деньги попросту окажутся выброшенными на ветер. Существуют ли между Бишкеком и Москвой особые договоренности на такой случай, неизвестно. "Залезать" в киргизские проблемы вообще мало кому охота. Напомним, что в 2010 году ни Россия, ни ОДКБ не решились откликнуться на просьбы Бишкека помочь остановить киргизо-узбекскую резню в Оше.
Можно с уверенностью сказать, что когда Кремль давал деньги Януковичу, его режим был отнюдь не более шатким, чем сегодня власть в Киргизии, не говоря уж об экономике. Кстати, кроме России ни одна страна мира не рискует вкладывать деньги в киргизскую промышленность или сельское хозяйство. Даже Китай, традиционно не боящейся инвестиций в самые нестабильные страны, практически заморозил инвестиционные проекты в Киргизии. Так, достигнутые в ходе прошлогоднего среднеазиатского турне китайского лидера Си Цзиньпина договоренности об инвестициях в эту страну просто ничтожны по сравнению с вложениями китайцев в другие страны региона.
Причем, внутренняя нестабильность в Киргизии, чье правительство слабо контролирует окраины (если вообще контролирует их), – не единственная проблема, которую придется решать после присоединения этой среднеазиатской республики к Таможенному союзу и ЕАЭС. С Памира сюда бесперебойно и практически беспрепятственно доставляются наркотики. Если такое положение дел сохранится, то после присоединения этой страны к новому союзу "наркотизация" России, наверняка, резко возрастет.
«Любая "отсталая" страна в общей структуре - это неизбежная необходимость тратить средства на нейтрализацию тех рисков, которые несет данная "отсталость", - считает Аждар Куртов. По мнению эксперта, угрозы дестабилизации в Киргизии «в силу внешнего в и внутреннего факторов, плохой пример для подражания всем остальным потенциальным кандидатом на вступление в ЕАЭС».
Игорь Ротарь