Posted 14 декабря 2014, 10:11

Published 14 декабря 2014, 10:11

Modified 31 марта, 10:14

Updated 31 марта, 10:14

Москва-река и 37 портов

14 декабря 2014, 10:11
Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом».

Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом». Для его воплощения в правительстве города будет создана специальная рабочая группа, призванная координировать действия органов исполнительной власти. При этом, как подчеркнули в мэрии, бремя реализации задуманного город планирует разделить с инвесторами. О том, какие метаморфозы ждут Москву-реку, в ходе IV Московского урбанистического форума рассказали авторы проекта-победителя и городские чиновники.

Главными тезисами победившего проекта являются «озеленение» и «доступность». Обнесенные сегодня заборами участки Москвы-реки, соседствующие с промышленными территориями, планируется благоустроить и открыть для москвичей, добавить зелени, скамеек, и сделать эти территории новыми зонами притяжения.

По словам руководителя компании «Меганом» Юрия Григоряна, за основу авторы взяли обобщенный образ порта, вокруг которого и строили свою работу. По задумке российских архитекторов, на Москве-реке должна появиться сеть небольших портов: 11 — городского значения и 26 - районного, которые станут не только магнитами для жителей близлежащих территорий, но и своего рода перевалочными пунктами, встроенными в тщательно продуманную систему пешеходных и транспортных связей.

К слову о транспорте: согласно проекту, приоритет в этой части авторы концепции всецело отдают пешеходам и велосипедистам. Под них и подстраивают инфраструктуру. В частности, речь идет о строительстве новых мостов, поскольку расстояние между существующими порой достигает 13 километров, которые пешеходам приходится преодолевать лишь для того, чтобы перебраться на другую сторону.

Особое место в концепции отведено усилению роли самой реки как транспортной артерии, созданию водного транспорта для связи зон не связанных друг с другом напрямую. Также в планах города новые туристические маршруты, паромное сообщение и быстроходный водный транспорт.

«Основная идея заключается в том, чтобы не выделять Москву-реку в отдельный проект, а увидеть всю водную систему столицы целиком», - отметил глава «Меганома». Он убежден, что связь прибрежных территорий трех рек – Сетуни, Москвы и Яузы - несет большой потенциал для развития крупных программ в городе, для объединения городской ткани и появления новых зон притяжения.

Также существует предложение по «натурализации» главной водной артерии Первопрестольной, которое заключается в создании натурализованного края к северной набережной и ряда экологических островов к южной части реки.

Отдельными блоками в концепции представлены крупные городские проекты, такие как Строгинская пойма, ЗИЛ, Мневники. В частности, проект Строгинской поймы предполагает создание нового спортивно-оздоровительного магнита, основанного на шести различных зонах, каждая - с уникальным «зеленым зданием». Все зоны соединены Спортивным озером с регулярными водными перевозками.
Что касается Мневников, авторы концепции намерены максимально сохранить северный край острова для современного иконического здания, которое будет служить воротами в систему из 10 парков и садов. Все природные территории будут иметь свою идентичность и характер, а также станут постоянным местом посещения для горожан и будущих местных жителей.
Вместе с парламентским комплексом, куда переедут Госдума и Совет федерации, в Нижних Мневниках появится монументальная общественная площадь, под которой будет проходить линия метро и расположится общественная парковка.

Порт «Парламентские сады» будет располагаться на воде недалеко от площади и станет главным торговым и событийным местом острова. Главный жилой район Мневников разместится вокруг будущей станции метро на южной части острова. По задумке авторов концепции, он станет образцом «идеального города» с поощрением пеших и велосипедных прогулок и ограничением автомобильного передвижения.

На территории ЗИЛа, согласно проекту, предлагается выделить три главных оси, каждая из которых будет пешеходной. Все три будут максимально насыщены различными функциями, но каждой из них достанется своя роль: культура, инновации, развлечения.

Три главных направления будут сходиться к кончику полуострова, где будет расположено иконическое общественное здание «Планета ЗИЛ».
При этом, как подчеркнул Григорян, проект развития Москвы-реки сложно назвать чисто строительным. «Первоочередное внимание я обратил бы на прекращение сбросов в реку. Думаю, это не потребует огромных средств», - заявил он.

Несмотря на то, что победитель в конкурсе один, столичные власти пообещали максимально учесть все проекты и предложения, заслуживающие внимания. «Есть очень интересные элементы у компаний из Китая, Испании, Нидерландов. Мы все их учтем при составлении технического задания. По итогам конкурса мы получили конкретный материал, на основании которого начнем проектировать и строить», - добавил в свою очередь глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Реализовывать концепцию планируется в три этапа. Первый этап, в ходе которого планируется реализовать «быстрые» проекты, рассчитан на три года, второй - до 2025 года, третий - до 2035 года. «В ближайшее врем мы создадим рабочую группу, которая будет координировать усилия всех органов исполнительной власти - мэр Москвы Сергей Собянин уже дал такое поручение. Кроме того, для реализации проекта мы выделили отдельные группы сотрудников в Москомархитектуры и НИиПИ Генплана», - подчеркнул Хуснуллин.

Все вопросы, касающиеся развития Москвы-реки будут выноситься на городские штабы, в рамках которых принимаются основные градостроительные решения.

«Всю реку мы поделили на участки. Среди них есть те, которые уже благоустроены. Их нужно сделать более доступными и вписать в принятую концепцию», - отметил чиновник, подчеркнув, что такие работы будут вестись за счет городского бюджета.

«Вторая часть работ касается крупных проектов: «большое Сити», Мневники, ЗИЛ. С девелоперами, ведущими проект ЗИЛ, мы уже договорились о том, что один километр набережных они будут делать за свой счет», - подчеркнул глава стройкомплекса.

Таким же подходом городские власти намерены руководствоваться и в части остальных проектов. «Все инвесторы, которые хотят строить недвижимость с выходом на Москва-реку, должны будут вложиться в благоустройство набережных», - заключил Хуснуллин.

Анна Семенец

Подпишитесь