Posted 11 декабря 2014, 20:51
Published 11 декабря 2014, 20:51
Modified 31 марта 2024, 10:16
Updated 31 марта 2024, 10:16
Ситуация, в которую угодила отечественная промышленность, требует огромного количества технических специалистов. При этом именно специалистов, а не обладателей дипломов, которых пачками выпускают вузы с устаревшими программами обучения.
В очередном послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин естественно не мог обойти вопрос образования, который был тесно связан с вопросом экономики. Стране необходимо сформировать запас прочности в промышленности, обеспечить рост экономики, а сделать это без инженерных кадров невозможно. «Технарей» выпускается много, но, тем не менее, они в дефиците. А на специалистах, занимающихся наукой из разряда «купил подешевле — продал подороже», далеко экономику не двинешь.
«К сожалению, мы по-прежнему обучаем значительную часть инженеров в вузах, которые давно оторвались от реальной производственной базы, от передовых исследований и разработок в своих областях. Пора перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах», - заявил Путин.
Практически об этом же самом президент говорил на июньском Совете по науке и образованию. Тогда он отмечал, что мировая экономика втягивается в технологический уровень совершенно иного качества, а Россия по-прежнему вынуждена делать ставку на инженеров, которые получали образование в Советском Союзе. При этом кадры эти практически исчерпаны.
В последние годы о качестве образования отечественной высшей школы говорилось много, но в основном ничего хорошего. В международном университетском рейтинге, который составляется Times Higher Education, российские вузы из года в год опускаются все ниже и ниже. В результате Владимир Путин дал указание добиться того, чтобы к 2020 году сразу пять российский вузов попали в сотню этого рейтинга. Как известно, к этому же году в стране должно появиться и 25 млн высокотехнологичных рабочих мест.
Интересно, что претензий к последнему рейтингу Times Higher Education, который был обнародован в начале декабря, практически не возникло. Еще бы - в топ-100 вошли сразу семь университетов из России: МГУ имени Ломоносова, СПбГУ, МИФИ, МФТИ, МГТУ имени Баумана, Новосибирский государственный университет и Уфимский государственный авиационный технический университет. Однако надо учитывать, что рейтинг составлялся исключительно по странам БРИКС и странам с развивающейся экономикой.
Председатель комитета по науке и высшей школе Смольного Андрей Максимов рассказывает, что сегодня в Петербурге есть 22 вуза, в которых ведется подготовка по инженерным специальностям. При этом хорошими условиями для обучения высококлассных специалистов обладают только 10. В то же время чиновник не склонен считать, что город на Неве находится в числе аутсайдеров, наоборот, он является центром научно-технических знаний РФ. Читать лекции для петербургских студентов приезжают светила мировой науки.
«Да, есть проблемы, но мы в Петербурге имеем и фундамент. Существуют комплексные программы по поддержке творческой молодежи. Это дерзкие и перспективные люди. Они-то и должны войти в «шестой технологический уклад». Нам надо говорить о конвергенции. Сегодня узкий специалист уже не устраивает промышленника, нам нужен специалист «широкого профиля», как говорили раньше, - поясняет Максимов.
Интересно, что сами ректоры технических вузов не очень довольны тем «материалом», который поступает к ним из школ. Сейчас поступить в университет может и тот, кто совсем не блистал в школе знаниями по физике, математике, химии. В итоге на инженеров идут учиться троечники. А ведь этим людям в будущем придется строить атомные станции, мосты и дороги.
Председатель Союза ректоров вузов Петербурга, ректор НИУ ИТМО Владимир Васильев уверен, что уже в ближайшую приемную кампанию высшие учебные заведения города, готовящие инженеров и технических специалистов, повысят минимальные проходные балы по ЕГЭ.
"В 2015 году произойдет повышение. Но нельзя по каждому предмету поднять количество балов на одно и то же число. Сейчас этот вопрос обсуждается. Конкретные цифры появятся позже, наверное, к 1 февраля. Средний балл по предметам будет приближаться к 50", — отмечает Васильев.
По его словам, «маятник от практически стопроцентной доступности высшего образования должен качнуться в сторону качества». «По понятным причинам, наверное, будет уменьшаться и число учащихся, но финансирование одного студента повысится", — говорит он.
Ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" Владимир Кутузов в свою очередь полагает, что слово «инженер» вновь входит в моду и престиж технических профессий восстанавливается. Но в данном случае надо помнить о триаде: школа, вуз, предприятие.
«Город должен поддерживать интеграцию вузов и высокотехнологичных компаний. Работодатели хотят, чтобы наши выпускники пришли на предприятие и стали сразу же приносить ему прибыль. Значит, должны быть объединены ресурсы вузов и промышленников. Для этого нужна целевая программа. При этом и сами молодые люди должны понимать, что на инженера им придется учиться всю жизнь. Своим первокурсникам мы говорим: пока вы будете идти к диплому, технологии изменятся дважды. Кроме того, стоит учитывать, что ни одному вузу не удается приобрести все необходимые хотя бы в образовательном смысле технологии. Когда я учился, нам говорили, что слово «инженер» — это глагол. Потому что он отвечает на вопрос «что делать?». У инженера голова должна дружить с руками. Без практики инженерного дела специалиста подготовить невозможно, как невозможно научится ездить на велосипеде, не покрутив педали», - отмечает Кутузов.
Кстати, перелом в обществе, возможно, уже наметился. Так, подводя итоги приемной кампании 2014 года, чиновники Смольного отмечали, что самыми популярными вузами стали те, в которых готовят работников медицины и образования. Кроме того, в прошлом году впервые был зафиксирован высокий конкурс в технические высшие учебные заведения. Например, в Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения на одно место подавалось 14 заявлений.
Однако до выпуска на рынок прошлогодних абитуриентов пройдет еще минимум четыре года, а молодых специалистов на местах не хватает уже сейчас. Например, астроном, пресс-секретарь Пулковской обсерватории Сергей Смирнов говорит, что на работу в обсерваторию всегда приходили разные выпускники, поток был неровный, но последение годы стоят особняком. Из школьного курса исчезла астрономия, в результате молодые люди теперь знают эту науку исключительно с «романтическо-звездной» стороны. С этим настроением они и приходят на отделение астрономии математико-механического факультета СПбГУ, который является традиционной кузницей кадров для Пулковской обсерватории. Там вчерашних школьников ожидают многоэтажные формулы, с которыми они не в состоянии разобраться. В результате мало кто доучивается до диплома, а еще меньше человек работают по специальности.
Вроде как нет больших проблем у Северо-Запада с квалифицированными работниками сельского хозяйства. Например, председатель комиссии по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу ЗакСа Ленинградской области Иван Хабаров вполне удовлетворен качеством специалистов, которые поставляют на сельхозпредприятия местные вузы. Прежде всего речь идет о Государственном аграрном университете в Пушкине. По словам чиновника, вуз готовит и инженеров, и ветеринаров, а практику они проходят в хозяйствах региона. Факт того, что получив диплом аграрного университета, большинство его выпускников находят себе работу на предприятиях Ленобласти, говорит о правильность выбранной стратегии, поясняет Хабаров.
Но если бы все было так радужно, не пустовали бы 1,8 млн рабочих мест, о которых в начале года заявляла вице-премьер Ольга Голодец. И это те вакансии, о которых работодатели официально заявили в службу занятости. С другой стороны, по данным Международной организации труда, безработными в России являются 4,2 млн человек, то есть 5,6% активного населения. Вопрос напрашивается сам собой: почему хотя бы треть от стоящих на бирже труда безработных не могут найти себе место? Потому что в уравнении "спрос = предложение" давно произошел сбой.
«Мы живем в рыночных условиях. Считается, что рынок в состоянии все разрулить, решить все проблемы, выстроить все приоритеты. Но не бывает такого, чтобы образование было подчинено исключительно рыночным механизмам. Это всегда была субсидированная сфера. Значит, нужна поддержка из федерального бюджета», - считает ректор Санкт-Петербургского государственного технологического института Николай Лисицын.
На самом деле, тема нехватки и рабочих рук, и высококвалифицированных технических специалистов поднимается уже не меньше 10 лет. В Петербурге она обсуждалась и в начала нулевых, когда вокруг Северной столицы стал разрастаться автокластер, и спустя пару лет, когда начала ощущаться острая нехватка IT-специалистов. Мало того, буквально три года назад Владимир Путин, будучи еще премьером правительства, в Политехническом колледже городского хозяйства тоже говорил о нехватке рабочих кадров. Уже тогда эта проблема вышла на первый план, обогнав по значимости и коррупцию, и административные барьеры. Еще в 2011-м шла речь об ускорении разработки и внедрения профессиональных стандартов и участии бизнеса в подготовке образовательных программ. Мало того, Путин заявлял о необходимость за два года создать систему профессиональных сертификатов, "которые бы стали гарантиями востребованности на рынке труда". "Надо создать стимул для бизнеса инвестировать в подготовку кадров и систему профобразования. Государство готово оказать прямую поддержку такой инициативе бизнеса, в том числе, и на принципах софинансирования", - говорил тогда нышеншний президент.
И снова об одном и том же. Теперь, как говорится, «нужно было вчера», ведь уже наступило «завтра». Готовить армию технарей предстоит в режиме цейтнота.