Posted 5 ноября 2014, 14:16

Published 5 ноября 2014, 14:16

Modified 31 марта, 10:49

Updated 31 марта, 10:49

Образование для долголетия

5 ноября 2014, 14:16
Чтобы до старости оставаться в здравом уме, нужно постоянно учиться. Теперь в Петербурге существует специализированный институт, который способен дать новое образование в любом возрасте.

В сентябре 2014 года руководство Института повышения квалификации специалистов профессионального образования (ИПКСПС) приняло решение перепрофилировать вуз. Теперь учебное заведение с рядом новых программ называется Институтом непрерывного образования взрослых — и готово предоставить петербуржцам возможность учиться всю жизнь. О том, зачем пенсионеру с большим жизненным опытом постигать новые науки, говорили эксперты на круглом столе в ИА «Росбалт» в рамках проекта «Лучшая половина жизни».

Идея обновить учебное заведение была высказана еще в середине весны. Тогда в рамках проекта «Международная Неделя образования взрослых», подготовленного ЮНЕСКО и Министерством образования и науки, руководитель ИПКСПС Владимир Беличенко предложил создать институт, который будет заниматься образованием взрослых людей. «Медицинские организации давно признали: от интеллектуального развития зависит продолжительность жизни. Долголетие при постоянном образовании обеспечено. Эта система за рубежом работает в полный рост», - мотивировал свое желание Беличенко.

В министерстве идею поддержали. Теперь под новые условия в институте разрабатывают ряд учебно-реабилитационных комплексов, в частности, для бывших военнослужащих, заключенных, мигрантов, матерей в декретном отпуске и пенсионеров.

По словам завкафедрой образовательного менеджмента Сергея Кривых, на данный момент в институте разработаны программы для трех типов студентов. Первые приходят в вуз, потому что их профессиональная деятельность требует повышения квалификации. Для таких людей созданы, например, программы «Государственное и муниципальное управление», «Логопедия» и «Практическая психология».

Вторые начинают учиться в связи с запросами повседневной жизни. «Как пример могу привести мигрантов, которым необходимо изучить язык», - отметил Кривых. Третьи пытаются удовлетворить личные интересы: они вышли на пенсию, но им необходимы занятость и новые знания. По словам эксперта, в институте разработано множество программ для пожилых, например, «Звукорежиссера» или «Вокал». Также Кривых добавил, что в вузе чувствуют необходимость в подготовке андрагогов - специалистов, обучающих взрослых.

Спикеры во время круглого стола несколько раз подчеркнули, что «образование должно идти через всю жизнь». «Мы особенно мотивируем к обучению взрослого человека. Это новые возможности для пожилых людей», - отметила заведующая кафедрой дистанционных образовательных программ института Ольга Павлова. Программы разработаны не только для петербургских пенсионеров - вуз в том числе предоставляет услуги дистанционно.

Как рассказала сотрудник института, разработчик системы «Обучающий регион» Нина Литвинова, большинство студентов из числа пенсионеров имеют техническое образование. В основном это инженеры, которые во второй половине жизни почувствовали необходимость в гуманитарных знаниях. Также заинтересованность в обучении постоянно проявляют бывшие медики. «Эти люди из-за своей профессии знают: чтобы ничего не атрофировалось, нужно постоянно развиваться», - пояснила она.

Важнейшим в обучении пожилых людей спикеры считают восстановление утраченной связи между поколениями. «Бабушка должна знать, откуда у внука такая точка зрения на те или иные вопросы, из каких источников он ее почерпнул. Пожилые должны понимать, почему молодые думают именно так», - заметила Нина Литвинова.

Также по ее словам, сближению помогают развлекательные мероприятия: например, команда пенсионеров по КВН победила студенческую одной шуткой. Бабушки в костюмах комсомольцев выстроились в ряд и, обращаясь к молодым петербуржцам, сказали: «Мы ваше светлое будущее». Это позволило пенсионерам и молодежи сблизиться, уверена Литвинова.

Кроме этого, людей обучает сама среда, считает участник круглого стола. Даже когда человек прогуливается по городу, он непроизвольно учится. Например, если петербуржец не знает английского языка, он все равно знаком с рядом слов, которые используются на витринах и в метро.

При этом на данный момент в городе есть множество проблем с образованием для взрослых. В частности, стало меньше петербуржцев, решающих повысить квалификацию (по России таких людей — 3 млн человек, тогда как в Советском Союзе, по статистике Литвиновой, их было 40 млн). Кроме этого, городу не хватает площадок для обучения.

«Просто учить людей — мало, должно быть место для тусовок. В школах, в вузах не просто можно, а нужно организовывать уроки для пенсионеров. Представьте: студенты вышли с пары, и в ту же аудиторию входят пенсионеры. Это та связь поколений, о которой мы говорим. Ведь студенты выйдут из университета с ощущением, что, когда они сами будут старыми, о них никто не забудет», - рассказала Литвинова.

Помимо этого, под учебу можно использовать ЖЭКи и депутатские приемные. «Раз отвозили на автобусах галочку поставить — теперь открывайте двери», - намекнула эксперт на ситуацию, случавшуюся на выборах.

В конце круглого стола Литвинова выразила надежду, что в скором будущем в городе старые люди, или "люди третьего возраста" усилиями различных специалистов (в том числе и из института) не будут выглядеть забытыми и полуживыми, какими их увидела в конце 1990-х годов актриса Марина Влади.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Петр Михайлов

Подпишитесь