Posted 7 октября 2014, 09:15
Published 7 октября 2014, 09:15
Modified 31 марта, 11:15
Updated 31 марта, 11:15
В Луганск вместе с беженцами вернулась почти что довоенная жизнь - на улицах вновь многолюдно. О недавних бомбежках, правда, напоминают дыры в домах, но зато самих обстрелов нет уже довольно давно. В квартирах теперь есть свет, вода и газ и пока за них не нужно платить! Власти ЛНР «простили» всем долги за месяцы боевых действий, но и сейчас, пока у людей нет денег, да и работы, коммуналка остается бесплатной.
Да, электроснабжение в городе пока не стабильно, свет часто пропадает из-за перегрузок сети, однако его стараются очень быстро снова подключать, а в медучреждениях установили электрогенераторы. Беспокоит, конечно, что ТЭС в Счастье контролируется батальоном нацгвардии «Айдар», который всех «честно» предупредил, что станция заминирована. Некоторую надежду на то, что айдаровцы ее не взорвут, дает то обстоятельство, что счастьинская ТЭС дает электроэнергию и в северные районы области, где находятся правительственные силы и Луганская государственная администрация. Их-то без света, наверное, не оставят.
Вода тоже есть не у всех, в некоторых районах жителям все так же приходится тратить по 20-30 минут на походы к колонкам. Ремонт поврежденных коммуникаций ведется не прекращаясь, однако пока не хватает материалов. Именно их сейчас ждут из России как гуманитарную помощь.
В городе потихоньку налаживается и мобильная связь. В центре на «четверочку» работают два мобильных оператора, на окраинах с этим сложнее - там люди все еще ловят сигнал прямо посреди проезжей части. Зато стабильно работает Интернет - его удалось восстановить даже до появления воды. В городе, кстати, появились и бесплатные точки доступа от местных провайдеров.
На улицах больше нет баррикад, лишь у стен СБУ осталось небольшое укрепление, фото погибших и цветы. По центральной улице спустя пять месяцев снова ходит общественный транспорт. Пока автобусы работают с 6 до 18 часов, но зато есть несколько полностью бесплатных маршрутов.
Парк, где еще недавно стояли палатки сторонников ЛНР вычищен, улицы преобразились. Горожане активно ремонтируют свое жилье, стараются подготовиться к зиме. Увы, не всем удается вставить выбитые стекла, поэтому окна латают порой листами фанеры.
Заммэра Манолис Пивалов отчитался, что Луганск готов к отопительному сезону, и тепло в дома поступит как и в мирное время 15 октября. Люди беспокоятся, что будет туго с газом, но в штабе ЛНР «по секрету» сообщают, что по этому поводу с Россией договоренности есть, а потому газ будет, да еще по низким тарифам.
С трудоустройством в городе пока плохо, и хоть какую-то работенку можно найти только за «паек». Но вот заработал наконец-то «Лугансктепловоз», а значит у 6-7 тысяч работяг появятся деньги, и они тут же начнут «оживлять» торговлю. Все уверены, когда в городе появится наличка, - жизнь забурлит.
Власти ЛНР обещают уже в ближайшее время регулярно выдавать пенсии и другие соцвыплаты, которых население не видело более трех месяцев. Кто-то уже получил. Пока установили единую пенсию -1800 грн, но говорят, что тем, кто получал больше, позже набавят. Пока же жители продолжают получать продукты, поступившие вместе с российской гуманитарной помощью. А вот с украинской гуманитаркой получился конфуз: по дороге из Киева была «потеряна» вся тушенка. Как рассказали сопровождающие, ее «реквизировали» бойцы «Айдара», видимо, решив, что им она нужнее, чем пенсионерам.
Продуктовый ассортимент в городе пока скудноват, и потому большинство крупных магазинов и торговых сетей продолжают торговать «со стола», поскольку большие залы нечем загружать. Некоторые сети супермаркетов в городе ЛНР уже национализировала и первый из магазинов на днях даже открылся.
На кризисе гигантов поднялись мелкие магазинчики, в которые еще не так давно заходили только за выпивкой и закуской. Хозяева таких торговых точек подсуетились и завезли продукты и товары первой необходимости - теперь у них нет отбоя от покупателей, несмотря на то, что денег вроде бы ни у кого нет. Полно людей и на рынках - через толпу порой сложно протиснуться.
В основном берут картофель, лук и овощи - запасаются на зиму.
Цены в городе очень кусаются. Если в «буферной зоне» картофель стоит около 3,7 грн за килограмм, то на восточном рынке города за него просят от 7,5 до 9,7 грн. Очень дороги сигареты и алкоголь. Кстати, всем этим торгуют и на рынках, и посреди улиц, и даже с рук на остановках. Мы все будто бы вернулись в 90-е, а молодежь может увидеть, как оно раньше было.
Для торговцев до 15 октября действуют «налоговые каникулы». Чтобы возобновить свой бизнес до этого срока также надо перерегистрироваться. Предприниматели жалуются, что порой это сделать непросто из-за чудовищной некомпетентности некоторых новых «бюрократов», которые могут без толку гонять человека за всякими бумажками.
На свои рабочие места вернулись не только торговцы, более активно заработали медучреждения, парикмахерские, и даже приступили к своим обязанностям сотрудники городского музея, который пострадал от обстрела.
С первого октября в городе заработало большинство школ и детских садов, а некоторые школы начали функционировать даже с средины сентября. Возобновил учебный процесс и Восточно-украинский университет имени Владимира Даля. Рядом с ним расположились позиции ополченцев, стоит БТР, натянута колючая проволока, но студентам это, кажется, не мешает. Кстати, в этом году учиться они будут также бесплатно.
Остальные три крупных вуза так и не открылись. Например, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко переехал в Старобельск, подконтрольный нацгвардии, где у него есть филиал. Правда, трудоустроить там смогли чуть более 200 преподавателей из многотысячного коллектива вуза. Остальным же строго запретили выходить на работу в Луганске, угрожая статьей о пособничестве сепаратистам.
В общем, вроде бы еще чуть-чуть и Луганск станет совсем прежним, вот только практически ежедневные перестрелки в пригороде, в районе города Счастье, где соседние позиции занимают бойцы ЛНР и батальон Айдар, не дают забыть о том, что перемирие это еще не совсем мир. Да и печальные вести из Донецка скорее говорят о том, что война продолжается.
Анна Громова