Posted 30 сентября 2014, 15:40
Published 30 сентября 2014, 15:40
Modified 31 марта, 11:21
Updated 31 марта, 11:21
Голодовка работников станции скорой медпомощи в Уфе вскрыла многие проблемы этой важной структуры. Оказалось, что ситуация с зарплатами и социальной защищенностью медработников совсем не такая радужная, как в отчетах чиновников.
Работники скорой помощи в Уфе голодали в течение двух недель. Они потребовали гарантированного повышения зарплат при работе на одну ставку до целевых показателей "дорожной карты", восстановления гарантированного характера доплат, в том числе оплаты ночных часов, выплаты стимулирующих надбавок.
Зампредседателя первички профсоюза «Действие» Тамара Богданова сообщила корреспонденту «Росбалта», что диалог между профсоюзом и работодателем не складывается. Медики готовятся к возобновлению голодовки с 7 октября.
По словам профсоюзной активистки, причиной возобновления акции являются нарушения трудового законодательства работодателем. «В коллективный договор пытаются внести изменения, минуя наш профсоюз. Причем, пытаются утвердить дополнительное соглашение задним числом, датируя его 18 июля. При этом если раньше работникам станции скорой медпомощи была гарантирована стопроцентная оплата ночных часов, то теперь хотят записать от 20% до 100% оплаты», — констатировала Тамара Богданова.
Голодовка работников скорой помощи в Уфе произошла на фоне непростой ситуации в этой службе, но еще и усугублена безответственным поведением уфимских чиновников, считает профсоюзный лидер Андрей Коновал. Как заявил оргсекретарь профсоюза работников здравоохранения «Действие», по всей стране наблюдается увеличение трудовой нагрузки на работников скорой помощи при сохранении низких зарплат.
"Медики вынуждены работать на полторы-две ставки, чтобы как-то свести концы с концами, заработать более-менее достойную зарплату. Есть указ президента №597, вышедший в числе "майских указов" 2012 года. Согласно ему, зарплата медиков должна расти опережающими темпами и к 2018 году составить 200% от средней зарплаты по экономике региона. В соответствии с постановлениями правительства были приняты "дорожные карты", которые установили целевые показатели для каждого года. Но при этом отчетность не предполагает предоставления данных в среднем на одну ставку. Она дает задание отчитываться на физическое лицо с учетом совместительств. То есть если человек работает на полторы-две ставки, то эти полторы-две зарплаты складываются и учитываются как одна. В результате чиновникам и работодателям становится даже выгодно не заполнять освободившиеся вакансии, поддерживать дефицит кадров. Фонд зарплат делится на количество физлиц и получается приглаженная картина достаточно высоких средних зарплат", — пояснил Андрей Коновал.
Он отметил, что оборотной стороной этой картины становится "профессиональное выгорание": врач, который работает на полторы-две ставки, не высыпается, физически устает, и одновременно растет риск врачебных ошибок. "Неукомплектованность бригад скорой помощи приводит к тому, что вместо двух медиков выезжает на вызов один медик. И, если понадобятся реанимационные мероприятия, то такая бригада просто не сможет оказать их в полном объеме", — подчеркнул профлидер.
О поддержке коллег из Уфы заявили медики Калининграда. Возможно, работники скорой медпомощи в самом западном регионе России выйдут на митинг, заявила зампредседателя ППО МУЗ "ГССМП" "Трудовые бригады" Анна Слотвицкая.
"Сейчас идет череда увольнений. И если раньше уходила молодежь, то сейчас уходят люди, которые по 18-20 лет проработали на станции скорой помощи. Основная причина – низкие зарплаты. Сложившаяся обстановка вынуждает людей работать на двух-трех работах или на двух ставках. Сейчас люди измотаны физически и морально и разуверились в обещаниях властей", — сказала Слотвицкая.
По ее словам, врачи уходят в платные клиники, где ниже нагрузка, а зарплаты выше. Сейчас на городских станциях скорой помощи наблюдается кадровый голод. 80% бригад не укомплектованы врачами. "Два фельдшера должно быть в бригаде, но таких бригад единицы. У нас же в основном работают по одному. То есть нагрузка на фельдшера увеличивается в два раза. А в сутки порой число вызовов доходит до 20-ти на бригаду. За дополнительную нагрузку доплачивают какие-то копейки", — подчеркнула Слотвицкая.
Помимо низких зарплат и переработок, медиков беспокоят и такие общие проблемы отрасли, как изношенность автотранспорта и ветхость служебных помещений. Своей крайности эта проблема, вероятно, достигла в Краснодаре. На недавней встрече депутатов регионального заксобрания с чиновниками правительства Кубани было озвучено, что в Краснодаре скорая помощь едет до больного полтора часа.
«Я могу на собственном опыте сказать, что ситуация еще хуже. Полтора часа – это еще очень даже хорошо, если приезжают. За последний месяц довелось несколько раз вызывать скорую помощь знакомым и близким. В первый раз, когда я вызвал «скорую» в станицу Елизаветинскую, которая находится в границах Краснодара, карета ехала два с половиной часа. Во второй раз вызывали «скорую» знакомой девушке, которая живет в центре Краснодара. Машина ехала почти четыре часа, и девушка, не дождавшись, еле живая, сама на такси доехала до больницы. В третий раз «скорая» приехала, но без медикаментов. И я не понял – они приехали посмотреть или что?.. Они жаловались, что им не выдают медикаменты, что у них работают всего две-три машины», — рассказал муниципальный депутат, секретарь крайкома партии «Коммунисты России» Дмитрий Печинский.
По мнению кубанского политика, попытки чиновников свалить вину за происходящее на медперсонал несостоятельны.
«Если не хватает машин и медикаментов – значит, финансирование недостаточное. Врачи и особенно низший персонал получают маленькую зарплату. Говорить – "каждый выбирал, на кого учился" – недопустимо. Врач не должен жертвовать своей жизнью, чтобы спасать жизни других. Это неправильная постановка вопроса. Государство должно обеспечить медикам нормальную жизнь. Надо изыскивать в бюджете возможности и для повышения зарплат, и для обеспечения скорой помощи всем необходимым», — заявил народный избранник.
Благостные отчеты чиновников все чаще разоблачаются реальной жизнью. Формальное повышение зарплат выливается в увеличение трудовой нагрузки на медиков и «вымывание» кадров. А расплачиваться за такую политику придется всем нам.
Дмитрий Ремизов