Posted 19 сентября 2014, 14:37

Published 19 сентября 2014, 14:37

Modified 31 марта, 11:32

Updated 31 марта, 11:32

Страсти по рубильнику от Интернета

19 сентября 2014, 14:37
Совбез РФ намерен рассмотреть возможность временного отключения Рунета от глобальной Сети в ряде особых случаев, сообщили СМИ. Одним экспертам это совсем не понравилось, а другие уверены, что Совбез, наоборот, спасает Рунет.

Газета «Ведомости» со ссылкой на сотрудников нескольких российских операторов связи сообщила в пятницу, что на следующей неделе планируется совещание Совета безопасности России с участием президента Владимира Путина, на котором будет рассмотрен особый порядок управления Рунетом, предусматривающий возможность временного отключения его от глобальной Сети. Данная мера планируется на случай военных действий, массовых волнений внутри страны и других чрезвычайных ситуаций.

По данным источников «Ведомостей», на заседании чиновники Минкомсвязи предоставят главе государства результаты исследования об «устойчивости работы Интернета на территории России», из которых следует, что Рунет уязвим. В связи с этим и рассматривается возможность его ограждения от мирового для «минимизации рисков». При этом постоянное отключение доступа в Сеть не предполагается, а российские операторы должны настроить оборудование так, чтобы быть готовыми в случае чрезвычайной ситуации закрыть Рунет от внешнего мира. Также предполагается, что чиновники предложат передать функции администратора доменов Федеральному агентству связи при профильном министерстве.

Информацию о планах Совбеза РФ представители интернет-отрасли в большинстве своем восприняли крайне негативно. С их точки зрения, это - логическое продолжение давно намеченного государством процесса по урегулированию и «подчинению» Сети. Так, известный блогер Антон Носик уверен, что отключение российского сегмента Интернета от внешнего мира может нанести серьезный удар по экономике страны и ее гражданам. Однако тем, кто заинтересован в перекрытии кислорода в веб-пространстве путем принятия озвученных мер «удовлетворение получить не удастся».

«Есть четыре фазы перехода от цивилизованной модели к северокорейской. Мы довольно быстро дошли до третьей фазы», - рассуждает Носик. С его точки зрения, первым шагом в этом направлении было принятие 139-ФЗ (закон о создании «черных списков» сайтов - «Росбалт»), «когда есть иллюзия, что можно составить список нехороших сайтов на основании каких-то придирок к контенту и избирательно их фильтровать, блокировать». Вторая ступень («когда понятно, что избирательные блокировки ничего в сущности не изменили») - принятие закона 187-ФЗ («антипиратский закон», предполагающий досудебную блокировку ресурсов с нелицензионным контентом - «Росбалт»).

«Дальше наступает осознание, что до тех пор, пока существуют магистральные каналы, связывающие Россию с миром, то и эти блокировки точно так же будут обойдены, - продолжает блогер. - И люди будут получать доступ ко всем площадкам точно так же, как его получают в Китае. Тогда наступает третья фаза: обрубить каналы, связывающие Россию с внешним миром. Потому что если эти байты не доходят до России, то их никаким окольным путем не получить».

Стоит напомнить, что весной 2014 года сенатор Максим Кавджарадзе уже предлагал создать в России закрытую коммуникационную сеть под названием «Чебурашка». Однако идея создания закрытой коммуникационной сети с подконтрольными поисковиками, почтовыми сервисами и социальными сетями видится блогеру нереализуемой. «Суть процесса — это свободный информационный обмен между гражданами. Соответственно, это было невозможно в Советском Союзе, это невозможно в Северной Корее. Даже внутренний. Потому что у нас 75 миллионов пользователей. К каждому приставить по вертухаю — столько вертухаев у нас нет. Предугадывать, что человек в следующую минуту подумает, скажет — невозможно», - отмечает Антон Носик.

К слову, в одном из оплотов Рунета — компании «Яндекс» – комментировать «Росбалту» информацию о намерениях Совбеза России отказались. А замминистра связи Алексей Волин в разговоре с «Интерфаксом» открестился от инициативы и сказал, что ему о ней ничего не известно.

Столь же негативно к намерениям чиновников относится и руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк. Впрочем, по его мнению, у пользователей по-прежнему будут возможности обойти любые преграды: «Есть спутниковый Интернет, есть проекты по доставке интернет-трафика иного рода: дроны, дирижабли и т.д. Да и старый добрый «диалап» (соединение с Интернетом через телефонную линию - «Росбалт») никто не отменял в экстренных условиях».

В свою очередь заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский считает, что отключить Россию от Сети можно: «В теории возможно все». Однако главная проблема, решить которую предстоит Совбезу РФ, - «как сделать так, чтобы Россию не отключили от глобального трафика, а не в том, как нам отключиться от него». С точки зрения эксперта, опасность отключения России от Интернета «извне» вполне реальна. «Проблема то не в том, как отключить здесь. Facebook и Twitter и сейчас отключить можно. А как сделать так, чтобы включиться, когда тебя отключают. Вот это действительно задача», - сказал он «Росбалту».

Управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов также полагает, что Рунет действительно может стать одним из инструментов для политических разбирательств на мировой арене. При этом в данный момент единственная «кнопка» для его отключения расположен за пределами России.

«Сейчас рубильник от нашего Интернета у «противника». А если будет нагнетаться напряженность? Что делать, если этот рубильник кто-то возьмет и повернет – выключит нам Интернет. Как сохранить работоспособность Интернета внутри страны в условиях, когда нам отрубили его снаружи? Мне кажется, что там (в Совете безопасности России - «Росбалт») проблема такая решается. Дело не в том, что мы зачем-то захотим взять и отключиться от Интернета, чтобы тут, внутри страны, навредить какой-то группе маргинальных оппозиционеров», - убежден Ашманов.

В качестве аналогии он приводит ситуацию с платежными системами, которые также использовались США для санкционного давления на Россию, после чего Госдума приняла закон о создании отечественного аналога Visa и Mastercard. «Мы помним историю с Visa, которая отключила транзакции для нескольких банков. Притом понятно, что самой Visa это сто лет не надо, но им велели и выкрутили руки, - рассказывает специалист. - Сейчас нас требуют отключить от SWIFT (Система международных банковских расчетов - «Росбалт»). Никаких законных оснований даже внутри Европы это сделать нет, потому что SWIFT - это частная компания. На Западе градус истерии все время повышается, но при этом у этих людей в руках рубильник». Игорь Ашманов также отметил, что до сих пор управление доменными именами «так и не передано международному сообществу, а находится в ведении министерства торговли США». Поэтому, по его мнению, России необходимо минимизировать риски для своей экономики.

Между тем, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков озвучил идентичную позицию, отметив, что в связи с «непредсказуемостью» западных партнеров «мы должны думать о том, как обеспечить свою национальную безопасность».

Денис Гольдман

Подпишитесь