Posted 11 сентября 2014, 16:18

Published 11 сентября 2014, 16:18

Modified 31 марта, 11:39

Updated 31 марта, 11:39

Спарринг-выборы

11 сентября 2014, 16:18
Никакой конкуренции в борьбе за голоса электората в российских регионах не осталось. Единственная проблема кандидатов от партии власти сейчас лишь в том, чтобы хоть как-то изобразить видимость демократии, уверены эксперты.

Предстоящие 14 сентября регионально-муниципальные выборы не стали заметным событием для страны. Страсти, бурлящие в штабах кандидатов, крайне далеки от интересов электората. Это может показаться странным — с учетом того, что избрание глав регионов в нескольких десятках областей происходит впервые после возвращения губернаторских выборов. Очевидно, сбылись прогнозы тех экспертов, которые говорили, что перенос «всеобщего дня голосования» на сентябрь, а избирательной кампании – на лето, приведет к инертности и безразличию избирателей.

«Вчера случайно узнал, что где-то на границе умопостигаемого мира все еще существуют «политтехнологи», и они «ведут кандидатов», – насмешливо прокомментировал ситуацию политолог из Ростова-на-Дону Алексей Синельников.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что в регионах, которым предстоит избрать губернатора, никаких сюрпризов ждать не стоит. На муниципальных выборах происходят некие предвыборные истории, но они априори не могут быть громкими.

«Возможно, еще будут где-нибудь информационные выпады со стороны каких-нибудь кандидатов. Это – нормально и правильно с точки зрения «продвижения». Однако ждать резонанса от них не следует. В большинстве регионов выборы пройдут спокойно. Какие-то сложности у действующей власти можно представить разве что на губернаторских выборах в Новосибирской области, но и они не будут глобального масштаба», – уверен Дмитрий Абзалов.

Политтехнолог и публицист Алексей Кунгуров также не видит ни одного региона, в котором могла бы развернуться действительно конкурентная борьба. «Проблема кандидата от партии власти сейчас не в том, чтобы победить конкурента, а в том, чтобы найти спарринг-партнера и хотя бы изобразить видимость выборов. В Тюменской области, например, никакой агитации не видно, разве что по телевизору. Население в своей основной массе (особенно та его часть, которая в теплое время живет на даче) даже не знает, что будут какие-то выборы. Их результат известен заранее. Всем якобы оппозиционным кандидатам подписи для прохождения муниципального фильтра собирала «Единая Россия». И они даже не сочли нужным напрягаться во время предвыборной кампании, потому что все уже договорено. Думаю, что уже и проценты расписаны: кому сколько. Нынешний глава Тюменской области Владимир Якушев процентов 80 точно наберет. А где еще может быть состязание? В Астраханской области есть «буйный» кандидат, эсер Олег Шеин, который все время «воду мутит». Но он уже дважды проигрывал мэрские выборы в Астрахани и даже при самом благоприятном раскладе губернаторские выборы не выиграет», – предположил Кунгуров.

Единственное, чем эта выборная кампания может войти в историю, – так это скандальными сюжетами про то, как «натягивают» себе проценты кандидаты от партии власти в тех регионах, где уровень их реальной поддержки невысок. В ход уже пошло досрочное голосование. Появились даже «сливы» из администрации президента РФ, в которых утверждается, что федеральный центр озабочен невероятным количеством «досрочников» в Санкт-Петербурге, Пензе, Нижегородской и Самарской областях.

Член территориального избиркома Советского района Самары Виктор Миняшев рассказал, что в начале сентября в районе досрочно проголосовали более 4 тысяч человек. Целыми толпами на участки приходили работники муниципальных организаций и студенты.

«Голосовали группами МП «Жиллидер» и «Зеленхоз». Досрочно проголосовали многие жители общежития «Трамвайно-троллейбусного управления». Студентки СГЭУ пришли под руководством аж сразу трех надзирателей. Девушкам надоело стоять в очереди из сотни человек. В итоге они попытались уйти, но «мамка» в красном шикнула на них, сказав: «Ну что за характер у вас», - и вернула в очередь. Уже под вечер к члену ТИК Советского района Самары, сидевшей рядом со мной, подошел пожилой мужчина. «Я - «бригадир», и отвечаю за проголосовавших в нашей организации. Покажите мне списки, кто проголосовал из моих», – без зазрения совести произнес он», – привел примеры Виктор Миняшев.

В некоторых случаях «мамки» и «бригадиры» заранее имели на руках списки «подшефных».

При явке в избирком студентов из СамГУПСа Виктору Миняшеву удалось изъять из рук «старосты» не только список пришедших, но и незаполненные заявления на досрочное голосование. В списке «досрочников» была даже графа «инстаграмм», куда, вероятно, предстояло вписать интернет-адрес фотографии с бюллетенем. Пока наблюдатели от оппозиции снимали документы на видео и вызывали полицию, незадачливый «староста» убежал из избиркома.

Видеосъемка досрочного голосования целых коллективов, вероятно, вызвала тревогу во властных коридорах, и методы «работы» были изменены. «Решили людей больше толпами в ТИКи не гнать, а носить туда уже заполненные бумажечки. Ибо толпа студентов – это заметно, а тетка с папочкой – нет», – сообщил «горячие новости» в своем блоге кандидат в губернаторы Самарской области от КПРФ Михаил Матвеев.

В общем, можно с уверенностью сказать, что утром 15 сентября избиратели проснутся в той же самой стране, в которой уснут накануне. «Возвращение» губернаторских выборов никаких перемен не принесет.

Дмитрий Ремизов

Подпишитесь