Posted 25 августа 2014, 08:59

Published 25 августа 2014, 08:59

Modified 31 марта, 11:57

Updated 31 марта, 11:57

В Киеве надеются на Минск

25 августа 2014, 08:59
Хотя формально главной темой завтрашних переговоров в Минске кризис на Юго-Востоке Украины не будет, но многие украинские политологи считают, что эта встреча положит начало деэскалации конфликта.

Политаналитик и журналист Вячеслав Пиховшек уверен, что уже 25-го августа, за день до переговоров в Минске, станет примерно известно, какой позиции будет придерживаться украинская делегация. Также он считает, что взгляды руководства европейских стран и США на ситуацию различны, а, стало быть, важно, кого в этой ситуации послушается Киев.

«Уже какую-то информацию о предстоящих переговорах мы узнаем в понедельник. Я думаю, что визит канцлера Меркель в Киев связан с тем, чтобы добиться какого-то прекращения огня и повлиять на позицию Порошенко на минской встрече. Одновременно давайте посмотрим на то, что 23 августа утром несколько американских газет вышло с четкими месседжами, приуроченными к визиту Меркель и встрече с Порошенко. Газеты говорят о том, что Киев не должен уступать в военном конфликте... Налицо явное противоречие позиций Германии и США. Германия неоднократно в лице Меркель заявляла о том, что она хочет окончания этого конфликта, у США другой взгляд на эту ситуацию», - отмечает эксперт.

Вячеслав Пиховшек также не верит, что президент Украины искренне говорит о том, что готов к мирному урегулированию конфликта: «Я лично не верю никаким действиям Порошенко сегодня или завтра... Порошенко говорит, что он за мирное решение, но при этом продолжаются военные действия. Что такое мирное решение? Это война до победного конца. Что такое победный конец, это никому не говорится".

Политолог, историк и журналист Владимир Корнилов также делает акцент на визите канцлера Германии в Киев. «Перед встречей Ангелы Меркель с Порошенко один из близких к Меркель дипломатов проговорился агентству «Рейтер», что проблема, которую Меркель едет обсуждать в Киев, это не финансовая помощь или какие-то общие лозунги... То есть главная проблема в том, чтобы украинскую сторону все остальные стороны убедили в том, что с позиции силы вести какие-то переговоры ни с Путиным, ни с ополченцами, ни с Европой, ни с кем бы то ни было - нереально, невозможно, Украина сейчас находится не в той ситуации, чтобы кому-то диктовать свои условия и ультиматумы», - говорит Корнилов.

Политаналитик и журналист Дмитрий Джангиров, как и его коллеги, уверен, что визит Меркель в Киев накануне переговоров в Минске не случаен. «Я все-таки рассчитываю, что у Ангелы Меркель есть дорожная карта, которая в общих чертах согласована с Германией, Россией, отчасти, видимо, и с США, и 26-го за основу будет взят уже этот документ», - говорит политаналитик.

Джангиров надеется, что 26 августа станет началом замирения на Востоке Украины, однако обращает внимание на то, что в последние дни бои идут даже с большим ожесточением. «Обе стороны пытаются к моменту переговоров получить какие-то тактические, стратегические выгоды на линии фронта. Наблюдаются атаки украинских войск, контратаки войск самопровозглашенных республик на юге и вокруг Донецка. Прошла информация о контрнаступлении самопровозглашенных республик в направлении Лисичанска и Северодонецка. Тут есть логика – перед самыми мирными переговорами захватить как можно больше территорий, окружить какие-то группировки противника. Это два параллельных процесса. Договоренность о прекращении огня и перемирии будет. Вопрос только в том, как она будет соблюдаться... Но я вам хочу сказать, что, во всяком случае, визит Меркель и переговоры 26 августа за столь долгое время дают впервые надежду на постепенное мирное урегулирование конфликта», - говорит Дмитрий Джангиров.

Политолог и политик, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, как и его коллеги, считает, что встреча в Минске может положить начало урегулированию конфликта. «Я думаю, что эти переговоры все-таки могут положить начало разрешению кризиса на Востоке Украины, в отношениях России и Украины и между Россией и Западом. Хотя это длительный процесс, и конфликты нужно по одному размыкать, разматывать клубок, который вмонтирован в конфликт этих отношений и противоречий».

Вадим Карасев уверен, что в результате встречи будет достигнут ряд договоренностей. «Я думаю, первое, что будет достигнуто, это договоренность о прекращении огня, второе - это перемирие между сторонами, третье - Путин отказывается от Новороссии, от самопровозглашенных республик, в обмен на возвращение в Луганскую и Донецкую область руководства домайданного времени. Грубо говоря, Донецк отдадут Ахметову и его людям, которые были при Януковиче, Луганск, может быть, отдадут Ефремову (Александр Ефремов – бизнесмен, политик, депутат Верховной Рады от Партии Регионов – прим. авт.). Вот такой может быть компромисс, это де-факто означает та же автономия, сочетание криминала и бизнеса, но это не де-юре. Так Донбасс получает неформальную автономию в составе Украины, ну, а Путин забирает назад всех тех, кто был за Россию», - говорит Вадим Карасев. Однако он не исключает, что ряд активистов ДНР и ЛНР могут остаться при власти.

Владимир Корнилов не так оптимистичен в своих прогнозах, хотя и считает, что президента Украины будут активно «принуждать к миру». «Я не думаю, что там будут достигнуты какие-то прорывные договоренности. Формально тема встречи... касается обсуждения проблем связанных с ратификацией соглашения между Украиной и ЕС. Я думаю, здесь стороны в очередной раз обменяются мнениями и в очередной раз найдут несовпадения этих самых мнений. Но тема Донбасса будет все равно превалировать. Я уверен, что все стороны и Россия, и страны Таможенного союза, и как не парадоксально еврокомиссары будут убеждать, если не принуждать Порошенко к миру, собственно, то, чем во время встречи занималась Ангела Меркель с глазу на глаз с Порошенко», - отмечает политолог.

Корнилов при этом полагает, что президенты Украины и России на подобного рода встрече не смогут договориться о прекращении огня: «Не может Путин с Порошенко или еврокомиссар какой-то с Порошенко договориться о прекращении огня, потому что не Путин там стреляет и не еврокомиссар. То есть в любом случае договоренность о прекращении огня, о мире, о перемирии нужно начать в переговорах, где участвуют, как минимум, обе стороны данного конфликта. А, как мы догадываемся, в Минске представители Донецкой, Луганской народных республик присутствовать не будут. Соответственно очень наивно было бы предполагать, что от их имени Лукашенко или еврокомиссар по энергетике дадут какие-то гарантии о прекращении огня... Но самое главное, что нужно убедить самого Порошенко, саму Украину в том, что военными методами данную проблему, проблему, связанную с Донбассом, не решить. Об этом будут Порошенко говорить сейчас все», - говорит Владимир Корнилов.

Интересно, что украинские политологи разошлись во мнениях о том, как поступят ополченцы, если Порошенко сделает первый шаг к примирению.

Политтехнолог, директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин считает, что стороны смогут договориться хотя бы о прекращении огня. «За это короткое время о мире договариваться никто не будет. Это очень длительный процесс. Единственное, можно договориться о прекращении огня. Прекратить огонь вполне реально для двух сторон», - говорит он.

В это же время Дмитрий Джангиров уверен, что даже договоренность о прекращении огня и перемирии не урегулирует конфликт, если между сторонами конфликта не станут международные наблюдатели: «Первый шаг – это прекращение огня, второй этап – это разведение сторон на 5-10 км, создание нейтральных зон, куда потом будут направлены международные наблюдатели, это уже будет вырисовываться какое-то начало мирного процесса. Должна быть нейтральная зона, так как те перемещения, которые будут осуществляться во время перемирия могут восприниматься как реальная угроза».

А вот Вячеслав Пиховшек считает, что после того, как Порошенко прекратит первым огонь, станет ясно, готовы ли ополченцы идти на уступки. «По действиям противоположной стороны мы тогда поймем, что они в этой ситуации делают. Прекращение войны - это только первый шаг. Один из более существенных шагов - это начало каких-то переговоров. Вот этого как раз я не вижу», - подчеркивает он.

Вадим Карасев прогнозирует, что ополченцы уйдут с Донбасса, как только «получат команду сверху». «Если договорятся в Минске, то ополченцы уйдут все, кто-то уедет в Россию, кто-то останется, а кто не захочет уйти, то их просто отстреляют всех вместе... Просто отстреляют тех партизан, которые не захотят подчиниться приказам сверху. Решающим здесь являются голоса Путина, Порошенко и Меркель», - уверен политолог.

Александра Хандрамай

Подпишитесь