Posted 30 июля 2014, 14:09

Published 30 июля 2014, 14:09

Modified 31 марта, 12:21

Updated 31 марта, 12:21

Чего ждать от миссии ОБСЕ?

30 июля 2014, 14:09
Ситуация на российско-украинской границы остается напряженной, и начало работы миссии ОБСЕ в Ростовской области, хоть и можно назвать политическим успехом России, вряд ли приведет к значимым изменениям.

Ситуация на ростовском участке российско-украинской границы остается стабильно напряженной. 30 июля вновь разрывались снаряды в непосредственной близости от российского пограничного перехода, на этот раз - у поста «Куйбышево». Поток украинских беженцев, ищущих спасения от военных действий, продолжился с неослабевающей силой на всех погранпереходах.

Заместитель губернатора Ростовской области Вадим Артемов сообщил, что в настоящее время в регионе размещены 40 тыс. 951 чел. граждан Украины, бежавших от боевых действий. Среди них – 13 тыс. 507 детей. По словам чиновника, всего за семь месяцев 2014 года в Россию через Ростовскую область прибыли более 240 тысяч человек. «В отдельные дни численность украинцев, переходящих на российскую территорию, достигала 15 тысяч человек», – заявил Вадим Артемов на рабочей встрече с наблюдателями ОБСЕ.

Постоянная группа ОБСЕ начала свою работу на территории РФ в приграничных с Украиной районах Ростовской области. Перед экспертами стоит задача по мониторингу работы двух пограничных и таможенных КПП, а также перемещения через российско-украинскую границу людей и грузов. Штаб-квартира миссии ОБСЕ разместится в Каменске-Шахтинском, откуда ее сотрудники будут выезжать группами для осуществления своих полномочий в пункты пропуска "Гуково" и "Донецк".

Приезд наблюдателей ОБСЕ на границу произошел по предложению российской стороны, поэтому появление экспертов можно считать некоторым успехом России - члены совета ОБСЕ от США, Канады и Украины выступали против. Показательно и размещение миссии в городе Каменске-Шахтинском, который ранее подвергался обстрелу с территории Украины, в результате чего погиб местный житель. На встрече с журналистами руководитель миссии Поль Пикар заверил, что у сотрудников ОБСЕ имеются в наличии каски и бронежилеты.

Некоторую интригу вызывали сообщения о том, что в составе миссии ОБСЕ будут работать также и граждане Украины. Однако Поль Пикар опроверг это утверждение. По его словам, украинцы исполнили технические роли по переброске оборудования для работы миссии ОБСЕ на российскую территорию и уехали обратно.

«Поскольку мы приехали сюда очень быстро, нам нужно было оборудование и особенно машины, чтобы передвигаться от Каменска-Шахтинского до пунктов пропуска. Эти машины приехали из нашей миссии из Украины, водители перегнали их сюда. Водители и сотрудники ОБСЕ из Украины уже сегодня утром в 07:50 улетели обратно», – объяснил Поль Пикар.

Отсутствие наблюдателей от Украины можно трактовать двояко. С одной стороны, можно предполагать, что России удалось не допустить в миссию недружественных экспертов. С другой, не исключено, что украинская сторона просто продемонстрировала пренебрежение к миссии, работающей на территории России.

Среди российских комментаторов отношение к появлению наблюдателей ОБСЕ тоже вызвало разноголосицу. В блогосфере некоторые сторонники поставок российского оружия и иных грузов в ДНР и ЛНР встревожились: а не помешают ли европейцы этим поставкам? Другие их единомышленники подняли на смех такую версию: ведь нелегальные поставки, если и осуществляются, то уж точно не через пограничные переходы.

Гораздо больше беспокойства вызвали сообщения о вероятности появления на границе беспилотных летательных аппаратов ОБСЕ. Но затем появились публикации американских снимков из космоса, на которых, по утверждению США, зафиксирована российская военная техника, действующая у самой границы. Это показало, что для обвинений России во вмешательстве в конфликт Запад может обойтись и без беспилотников.

На этом фоне становится очевидным, что единственное, что смогут сделать наблюдатели от ОБСЕ на российских погранпереходах «Гуково» и «Донецк» – это понаблюдать за потоками беженцев. По крайней мере, вряд ли они скажут, что это все туристы, едущие «к бабушке на отдых». Но с учетом прохладного отношения к самой идее этой миссии со стороны ряда западных стран, вряд ли кто будет вообще обращать внимание на пребывание экспертов ОБСЕ в Каменске-Шахтинском и их выводы. Какими бы они ни были.

«ОБСЕ не может игнорировать события и процессы, происходящие на юго-востоке Украины и в приграничных российских территориях. Поэтому, хоть и с опозданием на несколько месяцев, ОБСЕ все же вынуждена прислать своих наблюдателей. Думаю, что они воздержатся от явно антироссийских заявлений, но и надеяться на то, что они донесут до европейского сообщества точку зрения России на происходящие там события, я бы тоже не стал. Скорее всего, будут или нейтральные заявления, или в стиле "да, однако" или общие призывы к прекращению боевых действий», – считает ростовский политтехнолог, директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов.

Без энтузиазма к появлению наблюдателей ОБСЕ отнеслись и российские волонтеры, работающие на границе. «Помогать-то эти наблюдатели никак не будут. Фиксировать что-то? Ну, у миссии ОБСЕ абсолютно предвзятое отношение ко всему происходящему. Их не интересуют проблемы беженцев, их не интересуют проблемы смертей на Украине, их не интересуют убийства гражданского населения. Их интересует: вот лишь бы Россия туда свои войска не ввела. Но она их итак не введет. Поэтому, на мой взгляд, это абсолютно бестолковая миссия, которая никакого положительного результата не принесет. Они лишь ездят на крутых машинах и являются раздражающим фактором для беженцев», – заявил представитель волонтерской организации "Братская помощь" Анатолий Котляров.

Можно предположить, что российские чиновники и их европейские коллеги в ближайшее время будут демонстрировать совместную работу, имитировать какую-то деятельность и получать за это зарплату из карманов налогоплательщиков – как российских, так и западноевропейских.

Дмитрий Ремизов

Подпишитесь