Posted 25 июля 2014, 07:40
Published 25 июля 2014, 07:40
Modified 31 марта, 12:26
Updated 31 марта, 12:26
Осенью Госдума планирует принять закон о легализации частных военных компаний (ЧВК), которые смогут участвовать в конфликтах за рубежом. Депутаты не скрывают, что пойти на создание российского аналога американской «частной армии» Blackwater их заставила ситуация на Украине.
В ближайшее время на рассмотрение Госдумы может быть внесено сразу три законопроекта о ЧВК. Один из них уже подготовила фракция ЛДПР из Псковского областного собрания депутатов. Либерал-демократы предлагают легализовать частные военизированные организации и разрешить им участвовать в военных конфликтах за рубежом в тех случаях, когда регулярная армия не может войти в чужую страну по политическим соображениям. Бойцов таких структур предлагается набирать из числа бывших военнослужащих, а выдачу лицензий поручить ФСБ.
Похожие законопроекты разрабатываются сейчас и в самой Госдуме. Над одним из них трудится группа депутатов «Справедливой России», над другим - единороссы во главе с Францем Клинцевичем. Как рассказал «Росбалту» «эсер» Дмитрий Горовцов, его фракция завершит подготовку проекта ближе к осени. «По сути, наш проект аналогичен варианту Клинцевича, наиболее принципиальные отличия связаны с регламентацией вопроса о прохождении службы в ЧВК», - пояснил Горовцов.
«Эсеры» выступают за то, чтобы военные-«частники» могли воевать за рубежом вместо обычной армии, и располагали различным вооружением - от легкого до тяжелого.
Между тем, как говорят на Охотном ряду, Клинцевич уже согласовал свой вариант с Минобороны, которое официально открещивается от участия в разработке нового закона. В глаза текст этого документа пока никто не видел, но, по некоторым данным, там есть норма, разрешающая ЧВК принимать участие в вооруженных конфликтах за рубежом, а также обеспечивать их вооружением - вплоть до тяжелого.
Это ранее косвенно подтвердил и сам Клинцевич, который не исключал, что в случае принятия закона, бойцы ЧВК получат право на использование широкого спектра вооружений и будут полезны в тех ситуациях, когда необходимо принять оперативное решение по применению военной силы в спецоперациях, не дожидаясь решения парламента.
Однако, по другим данным, к моменту внесения в Госдуму от этой версии проекта могут остаться только «рожки да ножки». По словам собеседника «Росбалта», в итоге за ЧВК будет закреплен максимум статус мобилизационного резерва армии, а вместо участия в зарубежных конфликтах им предложат охранять разве что российские посольства на чужбине.
Как бы то ни было, многие депутаты и эксперты открыто высказываются за легализацию ЧВК, в том числе в связи с событиями на Украине. «Ни для кого не секрет, что там, по сути, действуют западные наемники, например, из США и Польши, которые решают определенные военные задачи», - говорит Горовцов.
Ранее МИД РФ также потребовал проверить факты участия наемников из Швеции, Финляндии, стран Балтии и Франции в боевых действиях в составе так называемого батальона «Азов», деятельность которого, по данным российских дипломатов, финансируется украинским олигархом Игорем Коломойским.
Эксперты говорят, что Россия осталась чуть ли не единственной страной, в которой деятельность ЧВК до сих пор не разрешена. Несколько лет назад право создавать частные военизированные структуры получили только крупные нефтяные и газовые компании, есть также структуры, которые защищают от пиратов российские корабли за рубежом. Но все они регистрируются по большей части как охранные предприятия и не могут выходить на международный рынок ЧВК, оборот которого достигает до 200 млрд долларов в год.
«ЧВК есть сейчас у многих стран. Они очень удобны в тех случаях, когда надо решать задачи, с которыми государственным силовым структурам лучше не связываться. Это касается, в том числе, ситуации на Украине», - отметил в беседе с «Росбалтом» замдиректора Института политического и военного анализа Анатолий Храмчихин.
Военный эксперт Виктор Литовкин считает, что принятие такого закона позволит, прежде всего, юридически отделить друг от друга наемников и добровольцев. «По
действующему закону, наемники, которые воюют за деньги, преследуются по закону. Но если кто-то идет на войну по идейным соображениям и из чувства патриотизма, то это добровольцы, и считать их наемниками неправильно. Поэтому необходимо все-таки отделить «мухи от котлет» и привести участие добровольцев в вооруженных конфликтах в цивилизованное русло», - говорит эксперт.
По мнению экспертов, работать в ЧВК могли бы до 500 тыс. человек - силовики из числа ветеранов и пенсионеров, которые покидают службу уже в 45 лет. При этом в качестве примера специалисты чаще всего ссылаются на американскую частную армию - Blackwater, которая после инцидента с убийством мирных жителей в Багдаде была расформирована и сейчас работает под другим названием.
Елена Земскова