Posted 27 июня 2014, 07:55

Published 27 июня 2014, 07:55

Modified 31 марта, 12:54

Updated 31 марта, 12:54

Раиль Сарбаев: Мы собираем людей дела

27 июня 2014, 07:55
На выборах в Башкортостане действующему главе региона Рустэму Хамитову, выдвинутому «Единой Россией», конкуренцию составит экс-премьер республики Раиль Сарбаев, поддержанный «Гражданской платформой». Это делает исход кампании непредсказуемым.

Избирательная кампания по выборам глав регионов набирает ход. Голосование пройдет и в Башкортостане – сложном и экономически значимом регионе. «Единая Россия» выдвинула действующего главу региона Рустэма Хамитова. Казалось бы, все предсказуемо. Но на политическом поле появилась фигура бывшего премьера республики Раиля Сарбаева, выдвинутого партией «Гражданская сила». Кампания стала конкурентной и предсказать ее исход сейчас нельзя. В интервью "Росбалту" Раиль Сарбаев ответил на вопросы о сегодняшних проблемах республики, о своем выдвижении и о том, за счет чего он намерен вновь сделать Башкирию мощным, экономически развитым регионом.

- Раиль Салихович, какой вы видите сегодня ситуацию в республике – в целом и на фоне других субъектов Российской Федерации?

- Башкортостан был и остается одним из наиболее развитых субъектов Российской Федерации, с большим экономическим и человеческим капиталом. Ей исторически отведена роль одной из несущих опор страны по многим параметрам, с точки зрения индустриального потенциала, географического положения, культурной и этнической полифонии. Однако поступательное развитие республики, на мой взгляд, за последние четыре года заметно затормозилось, мы сделали серьезный шаг назад.

Растет задолженность по зарплате, ухудшилось положение в реальном секторе экономики, доходы и занятость населения. По инвестиционной привлекательности и бюджетной системе сводные индексы остаются ниже российских еще с периода до 2010 года. Происходит отток населения. Село пустеет, профессионалы-нефтяники перебираются в Сибирь. Однако при этом имитируется бурная деятельность, управленческие решения заменяются пиаром. Посевные площади сокращаются, а урожаи растут. На бумаге. Даже важнейшие федеральные проекты, такие, как международные саммиты БРИКС и ШОС, проведение которых запланировано в Уфе, реализуются по подобному принципу.

- Вы могли бы выделить три главные проблемы сегодняшней Башкирии? Почему, по- вашему, их решение сегодня затруднено?

- Одной из главных проблем я считаю слабое внимание к положению дел в аграрном секторе. Деревня в Башкирии, к сожалению, сегодня переживает не лучшие времена. Башкирия остается аграрной республикой. Около 40% жителей проживают на селе. Мы второй регион после Краснодарского края по численности сельского населения. И очень стыдно, что с 2012 года Башкортостан входит в десятку регионов-аутсайдеров по уровню эффективности аграрного сектора.

При действующем главе республики прекратилась прямая господдержка, которая осуществлялась по моей инициативе правительством, были свернуты многие программы поддержки селян, которые давали результат. Например, система субсидирования покупки сельхозтехники. Или помощь в развитии индивидуальных хозяйств на территориях, где нет пахотных земель.

Но главное - полное разрушение социальной инфраструктуры сельских районов под видом «оптимизации». Закрываются больницы, фельдшерские пункты, в том числе и те, которые строились при моем участии. Это вызывает резкий отток населения. Я согласен, что оптимизация расходов нужна, но не за счет здоровья людей. Можно, например, сократить управленческий аппарат, объединить несколько учреждений в одно, подойти к задаче вдумчиво, но не закрывать единственный в округе пункт оказания медицинской помощи. О необходимости такой тщательности неоднократно говорил Владимир Владимирович Путин - и на совещаниях, и на «прямой линии».

С закрытием школ и фельдшерских пунктов село обречено на исчезновение. Что недопустимо в период испытаний, вызванных событиями на Украине, когда перед Россией встал вопрос обеспечения продовольственной безопасности, возможного замещения импорта во многих отраслях экономики.

Вторая проблема – отсутствие разумной инвестиционной политики. Нельзя игнорировать экономические интересы республики, которые довольно часто не совпадают с интересами крупных инвесторов, нацеленных лишь на заработок. Запустить коммерсанта в заведомо прибыльную отрасль или сырьевой сектор – дело нехитрое. А вот найти разумный и адекватный способ учесть интересы населения - это и есть главная работа по привлечению инвестиций. Сегодня, игнорируя этот фактор, власть искусственно породила многие социальные проблемы, возникли новые очаги конфликтности. Например ситуация вокруг предприятия «Кроношпан» по производству ДСП, которое строят возле водозабора. Я не верю, что нельзя найти компромисс, предоставить другой участок и успокоить людей, которые, вполне естественно, переживают за качество воды и здоровье детей.

Третья системная проблема – низкое качество работы государственного аппарата. Предстоит фактически заново восстанавливать разрушенную вертикаль власти. Ненормально, когда за четыре года увольняют 30 министров, четырех председателей госкомитетов и начальника управления, а также более 60 заместителей руководителей государственных органов власти. И это не обновление команды, а странная немотивированная чехарда. Вполне естественно, что каждый назначенец, зная судьбу предшественников, вряд ли будет выкладываться на благо жителей региона.

Зато на этом фоне у президента Республики Башкортостан появилось 9 советников, в штате администрации президента числятся четыре помощника президента. Первому президенту республики для работы было достаточно одного советника и двух помощников, а работа была организована на порядок эффективнее. И это только несколько примеров бессмысленного раздувания госаппарата. Такой стиль управления и является причиной проблем, которые, как снежный ком, нарастают с каждым месяцем работы действующего главы.

- Высока ли в Башкирии острота национального вопроса? Как гармонизировать межнациональные отношения?

- Башкирия всегда была успешной моделью национальной политики для всей страны. У нас есть носители базовой исторической культуры – башкиры, русские, татары и другие, но при этом всегда сохранялся мир, всегда было обеспечено четкое соблюдение прав каждого народа на полноценное участие в политической жизни и свою этнокультурную реализацию. Президент Путин отметил: «в Башкирии, как в капле воды, отражается вся Россия с ее многообразием культур, религий, языков и дружбой народов». И это абсолютная правда.

Однако сегодня общая ситуация характеризуется нарастанием негативных тенденций и в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. В Башкирии за последние два года проводилась политика подспудного стравливания между собой национальных движений. 18 мая в Кумертау дошло до открытых столкновений на межэтнической и религиозной почве между группой Русского национальный центр «Патриот» и общиной башкирских мусульман. Только благодаря эффективной работе соответствующих служб мы смогли избежать разрастания конфликта.

При этом национальная политика характеризуется и непоследовательностью, и просто неуважением ко всем участникам процесса, тем же национальным организациям: Всемирному Курултаю башкир, Собору русских Башкортостана. Эти организации были созданы для координации национальной политики – теперь же они последовательно лишены легитимности в глазах даже собственных активистов. В результате общественные силы и интересы высвободились и принимают совершенно иные, неподконтрольные администрации формы. Скажу больше - радикальные формы.

Особенно это касается развития ислама в республике и таких опасных его течений, как салафизм и ваххабизм. В таких условиях нахождение у власти слабого и непоследовательного руководителя становится не просто проблемой, а угрозой безопасности. Президент России не раз говорил: только усиливая и развивая традиционный для России ислам, мы сможем противодействовать экстремизму и терроризму, бороться с религиозными течениями, враждебно настроенными к нашему обществу, культуре, стране.

Показательна ситуация и с Собором русских. В целом, возросшая активность этой организации – тенденция правильная и позитивная. Русский народ и его культура являются основой нашей российской ментальности и национальной идентичности. На деле административные игры вокруг организации привели фактически к очередному понижению ее статуса. В результате актив неофитов русского движения разочаровался в легальном формате Собора и переходит к радикализации. Им фактически навязывают национализм, связанный с ненавистью к нерусским – что в такой республике, как наша, просто недопустимо.

А ведь все началось с того, что из названия министерства национальной политики и культуры с 2010 года исчезло название «национальной политики». То есть важная сфера ушла из фокуса внимания местной власти, что просто опасно для такого полиэтничного региона, как Башкортостан.

- Вы выдвинуты кандидатом на предстоящих выборах. С чем связано ваше желание участвовать в жестком политическом спринте?

- Скажу честно, это решение я принимал не один. Мои коллеги, многие из которых и сегодня работают в республиканском правительстве, особенно люди из районов, главы администраций, которые видят реальную картину и плоды современной административной системы, настаивали на моем выдвижении. Я много езжу по Башкирии, общаюсь с жителями в разных районах республики, включая отдаленные. Очень многие просят меня выдвинуться на этот пост. Для меня их тревоги и их доверие очень много значат.

Ведь я вырос в башкирском селе, прошел все ступени административной лестницы от агронома и директора колхоза до премьер-министра республики. Руководил непростыми районами и территориями. И много где, думаю, оставил о себе хорошую память. Я знаю, чем и как живет республика, включая самые острые и наболевшие проблемы – такие, как трудности развития моногородов.

Считаю, что выступить сейчас – мой гражданский и человеческий долг, поскольку Башкирия находится в критическом положении. Впервые мы начинаем почти всем качественным показателям отставать от соседей. Например, от нашего доброго соседа и партнера Татарстана. Подобная отрицательная динамика может принять необратимые последствия. Убежден, что сложные задачи, которые ставит президент Владимир Путин перед экономикой России, в том числе и в нашей республике, в условиях сегодняшней разбалансированной системы управления решить эффективно и качественно просто невозможно.

Одна из важных ошибок, которую допустил Рустэм Хамитов, - начавшаяся война региональных политических элит. Среди людей, которых он сразу же уволил только за то, что, что они «рахимовские», было много хороших управленцев-практиков. Я категорически против подобных решений. В случае победы я намерен прекратить подобную практику.

Самое главное, чтобы у власти находились ответственные и грамотные люди. Единственная оценка - их эффективная работа на благо жителей Башкирии. Осмыслив развитие республики в течение последних лет и сопоставив с собственным управленческим опытом, я пришел к убеждению, что только на основе выстраивания общих правил честной игры можно вернуть республику в число лидеров.

- И федеральное, и республиканское избирательное законодательства сегодня ставит любого кандидата в непростые условия при выдвижении. Особенно много сил уходит на преодоление так называемого муниципального фильтра.

- Подобная система в качестве побочного эффекта создает возможности административного давления против кандидата, неугодного местной власти. Но я уверен, что депутаты, особенно на муниципальном уровне, хорошо меня знающие по прежней работе, окажут мне доверие. Сегодня, к сожалению, местные депутаты не получают реальной поддержки со стороны власти, вынуждены заниматься вопросами, несвойственными их компетенции. Их вовлекают в прожекты по «привлечению инвесторов на местах», «созданию рабочих мест». Я уверен, что если получу их одобрение, то сумею совместно с ними снять многие накопившие на этом уровне проблемы.

- С кем будете работать после победы? И с чего начнете?

- Моя цель – прийти с принципиально новой концепцией власти, направленной на консолидацию всех здоровых сил во власти и обществе. Я иду не один, мы формируем мощную и для некоторых неожиданную коалицию. Признак отбора единственный – мы собираем людей дела, реально проявивших себя и нацеленных не на популизм и сведение счетов, а на развитие. С одной стороны, мы восстанавливаем преемственность власти. С другой – всем ясно, что возврата к прошлому не будет: и вся Россия, и Башкортостан стоят перед новыми вызовами и задачами. Будем реализовывать новый подход к решению этих проблем, не отказываясь от отдельных успешных практик, только потому, что они связаны с какой-то из предыдущих команд.

Мы остановим ликвидацию социальной структуры на селе. В село вернутся больницы и школы – на это нельзя жалеть средств, хотя исходить, конечно, придется из возможного, и расходы будут жестко целевыми. Пресечем авантюрную политику «разделяй и властвуй!» - это политика чужаков в национальной сфере. Прекратим противопоставление башкирского, русского и татарского национальных движений. Воссоздадим единый правительственный орган уровня министерства, который будет отвечать за политику в сфере национальных отношений в республике.

Очень важно обеспечить нормальное развитие промышленности. Обеспечить глубину переработки продукции. Действующим управленцам часто просто не хватает компетенции для принятия продуманных решений с точки зрения логистики, взаимодействия предприятий, создания условий. Например, в некоторых случаях можно использовать существующие ресурсы и мощности, достаточно построить несколько километров железной дороги вместо того, чтобы создавать с нуля завод.

- Какой вы видите Башкирию через пять лет?

- Башкирия должна снова стать экономически сильным регионом. За 5 лет на качественно новом уровне должны быть осмыслены и решены основные социальные проблемы - работа, жилье, социальная защищенность. У республики есть большое количество конкурентных преимуществ, которые пока совершенно не используются. Например, сельское хозяйство имеет колоссальный потенциал роста. Если говорить о картине будущего, то я вижу гармоничное сочетание традиционного уклада и самых современных технологий.

Плодородное, полное жизни село, где, как раньше, в каждой деревне есть по три табуна лошадей, и современный комфортный город, который стимулирует стратегическое промышленное развитие. Это и есть органичный синтез старого и нового, традиций и инноваций. Другими словами, те принципы, опираясь на которые Владимир Путин сумел вытащить страну из глубокого кризиса, куда ее толкали в 1990-е годы либерал-реформаторы. По убеждениям я был и остаюсь прежде всего государственником, человеком, который считает, что модернизация - как в России, так и в Башкирии - в силу особенностей исторического развития возможна лишь под жестким контролем государства. Во главе с сильным лидером, способным воплотить эти планы в жизнь. Может быть, это прозвучит несколько грубовато, но «джазмены» и краснобаи для этого не годятся. Это многие понимают и в республике и на федеральном уровне.

- Кому вы считаете себя обязанным своей политической судьбой?

- Я благодарен судьбе: мне встречались интересные люди, со многими я продолжаю общаться и поныне. Общался и с высшим руководством страны - например, с Владимиром Владимировичем Путиным. Он по-настоящему крупный политик, и общение с ним может научить многому.

Хочется вспомнить и о первом президенте Башкортостана Муртазе Губайдулловиче Рахимов. С ним мне выпала честь работать в качестве премьер-министра. Сегодня он находится в информационной изоляции, не упоминается даже его работа, связанная с фондом «Урал». Мне лично это по-человечески непонятно и неприятно. Человек 20 лет проработал на благо республики, благодаря его усилиям Башкортостан стал одним из самых экономически развитых субъектов РФ.

Корни мои сельские. Несмотря на многие трудности, судьба всегда дарила мне встречи с людьми, которые помогали ориентироваться в жизни, сделать правильный выбор. Жили дружно, вместе – русские, башкиры, татары. Учились друг у друга, поддерживали друг друга. И вкалывали с самого детства. Поэтому очень хочу, чтобы сегодняшние дети Башкирии смотрели в будущее уверенно и спокойно.

Беседовал Сергей Петров

Подпишитесь