Posted 19 июня 2014, 09:19
Published 19 июня 2014, 09:19
Modified 31 марта, 13:02
Updated 31 марта, 13:02
Добившись наконец объективности и прозрачности ЕГЭ, чиновники поразились результатам. По данным депутата Госдумы Бурматова, в ряде регионов до 30% выпускников не смогли выполнить элементарных заданий по русскому языку и набрать минимальный балл, необходимый для получения аттестата. В итоге, Рособрнадзор вынужден был снизить минимальный порог с 36 до 24 баллов. Эксперты, опрошенные «Росбалтом», решение ведомства поддержали, однако, высказались против того, чтобы подобные меры применялись впредь.
Минимальный установленный порог ЕГЭ по русскому языку был снижен для того, чтобы общее число не сдавших экзамен не превышало 1,5%, пояснили в Рособрнадзоре. Однако выводы о снижении качества образования по предмету делать рано, утверждают чиновники.
Благодаря системным мерам, предпринятым ведомством для достижения прозрачности процедуры, результаты ЕГЭ по русскому языку показали объективную картину знаний выпускников. «Она оказалась хуже, чем в прошлом году, но вполне сопоставима с результатами ЕГЭ 2009, 2010 годов, когда никаких скандалов со списыванием и утечками не было», - заявили «Росбалту» в пресс-службе Рособрнадзора.
Чтобы избежать социальной напряженности, чиновники приняли решение о снижении минимального порога. «Задачу выпустить этих ребят из школы мы выполнили. Получив аттестат, они могут поступить в образовательные учреждения среднего звена. Однако надо понимать, что балл для поступления в вузы никто не снижал», - подчеркнул собеседник агентства.
Эксперты, опрошенные «Росбалтом», меры, предпринятые ведомством, поддержали.»Мы знаем, что в свое время минимальный балл по ЕГЭ, который дает право получить аттестат, устанавливался задним числом, после проведения самого экзамена. Мы критиковали эту практику, она, действительно, не в ладу с логикой. После этого Рособрнадзор принял решение устанавливать минимальный балл ЕГЭ до его проведения. В этом году, в результате ужесточения процедур контроля, количество ребят, которые не сдали экзамен по русскому языку, составило порядка 40 тыс. человек. В этой ситуации Рособрнадзор, чтобы не лишать ребят аттестата и возможности продолжать образование, не обязательно в вузе, пошел на такой шаг и снизил минимальный порог на ЕГЭ с 36 до 24 баллов. Я считаю, что в интересах детей такое решение нужно поддержать. Другое дело, что, на мой взгляд, оно должно быть уникальным и впредь не должно повторяться», - заметил депутат Госдумы Олег Смолин.
Согласился с ним и научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. «В любой стране, в любой форме итоговая аттестация — это экзамен с огромной степенью риска, с высокими ставками, поскольку от его результатов зависит дальнейшая жизнь человека. Принятие решение по поводу нижней границы на ЕГЭ, это всегда баланс между стремлением получить адекватную оценку уровня знаний и теми социальными последствиями, которые это будет иметь. Речь идет в основном о риске получить чрезмерное количество выпускников без аттестатов», - отметил.
При этом он подчеркнул, что снижение границы — социальный фактор, который на картинку качества образования не повлиял. «Он повлиял на социальные последствия — меньше людей остались без аттестатов», - заметил собеседник агентства.
Ни чиновники, ни эксперты бить тревогу по поводу случившегося не склонны. По их мнению, в этом году ЕГЭ продемонстрировал объективную картину знаний выпускников, и говорить о резком снижении качества образования пока не стоит. Более того, по мнению Смолина, такие результаты вполне ожидаемы.
«Хочу заметить, что при настоящем экзамене по русскому языку, с моей точки зрения, тех, кто его не сдаст, должно быть гораздо больше - 10-15%. Напомню, что Россия — многонациональная страна, и требовать, скажем, от аварца такого же знания языка, как от русского, довольно сложно. Попробуйте сдать английский не как иностранный, а как родной! С другой стороны, у нас есть разного рода дислексики, дисграфики, то есть люди, у которых этот предмет не идет в силу психических, психологических особенностей», - заметил парламентарий.
Пути решения предлагались разные. «Министерство образования показало, что принимать системные последовательные решения — не их конек, поэтому здесь я бы апеллировал больше к педагогическому сообществу, вузам, институту повышения квалификации. Возможно, они смогли бы выработать собственные инициативы по решению проблемы, подсказать, как повысить мотивацию педагогов, привлечь новые кадры, тогда как все действия Минобрнауки в этой части особых результатов не дали», - отметил Адамский.
Согласился с ним и сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов. «У нас сформировалось определенное гетто: плохие школы, плохие учителя. Хороших педагогов вообще не хватает. Но, несмотря на все заявления министерства о повышении зарплаты, снижении бюрократической нагрузки, реальная зарплата реального учителя растет только за счет переработок. В такой ситуации учитель просто не успевает дойти до каждого, а сложные дети как никто требуют персонального внимания», - отметил собеседник агентства. Решить проблему можно лишь увеличив размер оплаты труда за одну ставку, уверен он.
При этом собеседник агентства считает, что решить проблему можно лишь изменив государственную политику в отношении школьного образования, и сделать это может только министерство.
В свою очередь депутат Госдумы Олег Смолин предложил совершенно иной выход. «Следующим шагом должно стать право ребенка пересдавать ЕГЭ. Министр Ливанов предлагает ввести такую возможность с 2016 года, мы же поставили перед Рособрнадзором вопрос о том, чтобы принять такое решение уже в 2015 году. Ведь даже знаменитые футболисты, вроде Платини, иногда промахиваются по воротам, что и говорить о детях, которые переволновались и, возможно, что-то забыли", - подчеркнул собеседник агентства.
При этом парламентарий уверен, что искусственно натягивать выпускникам оценки не нужно. Однако не стоит и лишать их возможности продолжать образование.
«Получив один «неуд», ребенок должен иметь возможность поступить в вуз на ту специальность, для которой несданный предмет не является профильным. Если «неуд» сразу по двум предметам, нужно все равно выдавать аттестат, пусть даже с двойками, дав выпускнику возможность получить рабочую специальность. В этом случае жизненная цена ЕГЭ будет поменьше, снизятся психологические перегрузки и, возможно, количество суицидов в экзаменационный период сократится», - подчеркнул депутат.
Анна Семенец