Posted 17 июня 2014, 16:58
Published 17 июня 2014, 16:58
Modified 31 марта, 13:04
Updated 31 марта, 13:04
На днях в Крыму был отправлен в отставку первый вице-премьер правительства нового субъекта Федерации Рустам Темиргалиев. В отличие от главы правительства республики Сергея Аксенова, до присоединения Крыма возглавлявшего партию «Русское Единство» с рейтингом не более 7%, Темиргалиев работал в правительстве бывшей украинской автономии много лет, пережив в Совете министров и генерацию местных элит, и «донецких» ставленников президента Виктора Януковича.
Отставка эта стала неожиданной для внешних наблюдателей, для которых Темиргалиев последние три месяца был главным, если не единственным спикером по Крыму. Не ожидали этого многие и на самом полуострове. Аксенов, который, напротив, всю весну почти не делал публичных заявлений, прокомментировал отставку первого зама как обоюдное соглашение, не коснувшись причин. Сам Темиргалиев высказался в том духе, что он «сделал свое дело» и может уходить.
Наиболее популярная медиаверсия связывает отставку со вскрывшимся фактом разворовывания в Крыму гуманитарной помощи, поступившей на полуостров из других регионов РФ. Напомним, что зампред Совета министров Крыма Лариса Опанасюк заявила недавно о многочисленных фактах хищения, выявленных Счетной палатой республики и правоохранителями, а премьер Аксенов обещал отправить под суд всех причастных к этому лиц.
Однако источники «Росбалта» в Симферополе считают, что собственно воровство гумпомощи стало для Аксенова лишь удобным поводом убрать более искушенного в аппаратной игре Темиргалиева, слишком быстро набиравшего политический вес. Причины же отставки лежат глубже и затрагивают весь комплекс проблем, с которым столкнулась российская вертикаль власти в Крыму.
Напомним, что перед референдумом о самоопределении Крыма, результаты которого многим виделись предопределенными, Москва не была до конца уверена в том, что крымчане выберут присоединение к РФ, и потому не скупилась на обещания. Местным жителям щедро раздавали словесные гарантии обеспеченной жизни, обещали пенсии от 10 тыс. рублей, масштабное строительство дорог, реконструкцию ветхой курортной инфраструктуры, загрузку щедрыми российскими заказами существующих предприятий и создание новых (т.е. по сути реиндустриализацию). В ход шли выгодные макроэкономические сравнения России с Украиной, приводились цифры, графики и диаграммы.
Судить о выполнении большинства из этих обещаний пока слишком рано, но уже достаточно очевидных признаков, что реальность будет несколько менее привлекательной. Вопреки успокоительным заявлениям о том, что Украина не сможет перекрыть Крыму водоснабжение «по техническим причинам», она это сделала, и практически все поливное сельское хозяйство на севере Крыма погибло.
Потом финансисты разъяснили, что минимальная пенсия в российском Крыму составит не 10 тыс., а несколько меньше: например, в соседних регионах России многие получают по 6,5 тыс. руб.
Оказалось также, что госпрограмма субсидирования полетов из России в Крым охватывает не все авиабилеты, а произвольная цена перевозчиков может составить и 15, и даже 60 тыс. руб. в один конец. О проблемах крымского бизнеса в новых условиях, и о том, что на полуостров так и не пришли крупные российские банки и компании, «Росбалт» уже писал.
По словам министра экономического развития и торговли Крыма Светланы Вербы, на полуострове растут отпускные цены на продукты из Украины, которые до сих пор составляют около 80% рынка продовольствия, при этом поборы на пропускных пунктах с украинской стороны доходят до 10% стоимости товара. В то же время оптовые цены российских производителей на 50-60% выше украинских по социально значимым товарам и на 50-100% - по другим товарным группам. Кроме того, отметила министр, банковское обслуживание в Крыму подорожало в 2 раза.
В цены закладывается удорожание транспортировки и простои на пропускных пунктах: если в прошлом году через пропускные пункты проходило до 2000 единиц транспорта в сутки, то сейчас досмотр машины одним-единственным сотрудником Россельхознадзора занимает полчаса. Как подчеркнула Верба, стоимость транспортировки товаров через паромные переправы составляет порядка 40 тысяч рублей за 20-тонный автомобиль. "Но если бы это была фиксированная цена. Дело в том, что мы сегодня не можем регулировать цены на переправе, а цены меняются изо дня в день. Порча товара из-за простоя в порту Новороссийска от 4 до 10 дней", - отметила министр (цитата по государственному ИА «Крыминформ»).
В связи с ограничениями на ввоз в Крым свинины, ее крымские производители стали монополистами и повысили цены на 46% , заметила Верба. А после введения запрета Россельхознадзора на ввоз с Украины молочных продуктов цены на всех крымских молокоперерабатывающих предприятиях за 1 день выросли на 15%. Министр сетует на то, что на территории Крыма отсутствует единая структура, которая бы контролировала процесс ценообразования. "Мы пытались делать это самостоятельно, определили рабочие группы в регионах, однако прокуратура нас подправила, сославшись на то, что мы не имеем на это полномочий», - рассказала Светлана Верба. Что же касается медикаментов, то цены на них в Крыму вообще выросли на 300%.
В результате Кремль, которому отказ вступиться за Донбасс не позволяет отвлекать публику от социальных язв геополитикой, был вынужден признать наличие проблем госуправления в Крыму. В пятницу омбудсмен Элла Памфилова публично признала, что в Крыму растут цены и безработица. По ее словам, механизм перерегистрации собственности не работает, из-за чего «предприятия банкротятся, люди не получают зарплаты, их увольняют, и это вызывает серьезное напряжение». Омбудсмен также сообщила, что обещанные Россией деньги до бюджетных организаций полуострова не дошли. Задерживается выплата зарплат, говорит Памфилова, из-за нехватки отделений банков выстраиваются «огромные очереди для оплаты коммунальных услуг, получения пенсий, пособий».
В этих условиях отставка Темиргалиева пришлась как нельзя кстати - вероятно, более оперативного способа отреагировать у Москвы сегодня просто нет, тем более, что на носу муниципальные выборы. Кандидатов на увольнение еще много: напомним, что, спеша освоить новый регион, «Единая Россия» автоматически зачислила в свои ряды чуть ли не всех крымских членов украинской Партии регионов, включая весьма одиозных персонажей.
Как рассказал «Росбалту» источник в коридорах власти Крыма, сейчас между «бывшими» идет подковерная борьба за восхождение по российской партийной лестнице. «Условно это две группировки: коренные элиты и остатки варягов Януковича, которым после его свержения и восстания на Донбассе стало некуда возвращаться, - говорит он. – Теперь старокрымские валят донецких, представляя их агентами Киева, а те в ответ упрекают местных в непрофессионализме. Причем по-своему правы и те, и другие».
Проблема, однако, в том, что отставки не решат проблем Крыма – нужны еще и адекватные назначения. Собеседник «Росбалта» говорит, что даже сами чиновники полуострова с пониманием отнеслись бы к люстрации и массовому приходу федералов: «Если честно, от беспредела тут устали все». Но у Кремля, похоже, просто нет для этого запаса компетентных и хотя бы относительно честных управленцев. В итоге воровство закладывают в крымские проекты на ранних стадиях. Напомним, что транспортный переход через Креченский пролив длиной 4,5 км обещает стать самым дорогим в истории мостостроения: проект оценивают уже в 300-400 млрд рублей. «Это же по $3 млрд за километр», - хватается за голову симферопольский чиновник.
Между тем, отказаться от намерений сделать Крым образцом развития Россия уже не может: за событиями на полуострове ревниво наблюдают не только на Украине, но и на Западе, не признавшем «аншлюс». Автор воздержится от соблазна порассуждать о том, способна ли Россия в принципе обустроить Крым в рамках текущей общественно-политической формации. Крымские политологи, которым я предложил отрефлексировать эту тему, по тем или иным причинам комментариев не дали.
Павел Кривошеев