Posted 17 июня 2014, 12:44

Published 17 июня 2014, 12:44

Modified 31 марта, 13:05

Updated 31 марта, 13:05

Газ не для всех

17 июня 2014, 12:44
Европейская энергетическая война началась. Переведя Украину на предоплату за газ, Москва фактически анонсировала прекращение поставок туда «голубого топлива». Старый Свет в легкой панике: проблемы неизбежно возникнут при первом же похолодании.

Энергетическая война России и Европы началась. Объявив о поставках газа на Украину только по предоплате, Москва фактически анонсировала прекращение поставок туда «голубого топлива». Старый Свет в легкой панике: украинские газохранилища полупусты и если их не наполнить, то нехватка газа в ЕС станет заметна при первом же осеннем похолодании.

В настоящее время в Европе не наблюдается недостатка в энергоносителях. Об этом журналистам рассказал Хельге Лунд, глава норвежской компании Statoil, которая является одним из крупнейших поставщиков «голубого топлива» в ЕС, наравне с «Газпромом», североафриканскими компаниями и Катаром с его сжиженным газом.

Связано это, как признают все эксперты, с теплой погодой, а также с тем, что европейские потребители давно уже опасались возможных осложнений на газовом фронте. Со страхом посматривая на военные действия на Юго-Востоке Украины, они старательно накачивали «голубым топливом» все имеющиеся подземные хранилища. Теперь они заполнены в странах Центральной и Восточной Европе, которые непосредственно зависят от поставок из России.

В то же время, европейцы прекрасно понимают, что большие запасы — это не панацея. Если будет длительный перерыв в поставках из России, газохранилища не спасут. Многие из них в принципе существуют для того, чтобы обеспечивать бесперебойность транзита, а вовсе не для того, чтобы создавать «стратегический запас».

При этом ни один поставщик из третьей страны быстро заменить «Газпром» на рынке не сможет. Тот же Хельге Лунд честно признал, что его компания не сможет «заместить поставки из России», хотя, разумеется, в краткосрочной перспективе, если потребуется, можно на небольшой срок слегка нарастить поставки в ЕС (напомним, Норвегия не является членом Евросоюза).

Не сумеет этого сделать и Катар, поскольку имеющиеся в Евросоюзе мощности по приему сжиженного газа и так вполне загружены, а на создание новых требуется время - речь идет о годах, а не о неделях. Аналогична ситуация и с обещаниями США помочь европейским союзникам сжиженным сланцевым газом. В теории это возможно, но на практике просто нет технической возможности его «сгрузить» в Европе. Телепортировать топливо по воздуху через океан люди пока не научились.

Так что остаются трубопроводные поставщики, вроде норвежской Statoil, алжирских и других североафриканских госкомпаний. Но они жестко ограничены пропускной способностью трубопроводов. Не говоря уже о том, что некоторые страны Центральной и Восточной Европы практически не связаны с газопроводными системами с Западной и Южной Европой. Иначе говоря, они могут получать газ либо «по воздуху», либо из России. Другой возможности у той же Словакии, например, просто нет.

Между тем ЕС настаивает, чтобы компании-покупатели российского газа проявили, так сказать, социальную ответственность. Как выяснилось после смены власти в Киеве, на последнем этапе правления Виктора Януковича непрозрачные схемы «дотирования» поставок газа привели к тому, что «голубое топливо» из украинских подземных хранилищ просто испарилось. Это случилось явно не сегодня и связано, скорее всего, с бизнес-схемами компаний, принадлежащих украинскому олигарху Дмитрию Фирташу, задержанному в начале весны в Вене по запросу ФБР, а сейчас добивающемуся отмены «домашнего ареста» и полной свободы передвижений. Именно он выступал покупателем «дешевого» газа, который должен был быть закачен в газохранилища, но исчез из них в неизвестном направлении.

Впрочем, кто виноват сейчас не так важно. Существенно, что украинские подземные газохранилища (ПХГ) полупусты и для гарантирования стабильности поставок в ЕС необходимо их наполнить.

В связи с этим в понедельник еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер призвал европейские компании заполнить ПХГ на Украине. Потому что, по сведениям ассоциации Европейских операторов подземных газовых хранилищ (GSE), ПХГ Украины к 13 июня 2014 года были заполнены на 42,23%, к этой дате в них было закачано 13,491 млрд куб. м. Этого явно недостаточно. Так что неудивительно, что Эттингер заявил, что Евросоюз опасается перебоев с поставками газа, если Украина не сможет заполнить свои подземные хранилища.

Впрочем, в России считают, что это предложение нереалистично. Система транзита и потребления газа на Украине организована так, что «экспортный» газ в подземные хранилища может быть закачан только при условии, что будет прерываться транзит в Европу, заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер. И даже если европейцы считают, что это техническая отговорка, у них просто нет выбора, поскольку Россия до сих пор не дала своего согласия на реэкспорт компаниями из ЕС газа на Украину с какими бы то ни было целями.

Главный спор, напомним, тут даже не вокруг газохранилищ, а о включении в реверсном режиме трубопровода на украинско-словацкой границе. На это очень рассчитывают в Киеве. Например, премьер-министр Арсений Яценюк, говоря о том, что Украина будет добиваться снижения цены на российский газ до «справедливого», по ее мнению, уровня, отметил, что помочь в этом должны реверсные поставки из ЕС.

Таким образом, как обычно в начале энергетической войны, ситуация выглядит тупиковой. Разумеется, до осени, когда потребление «голубого топлива» в ЕС может возрасти, времени еще достаточно. Но не стоит забывать, что это уже не прежние «газовые конфликты». На этот раз спор идет на фоне реальных военных действий на Юго-Востоке Украины. Причем и Киев, и Брюссель открыто говорят, что Россия выступает де-факто одной их сторон этого вооруженного противостояния. Позитивно на переговорах по газу сказаться это явно не может. Ведь трудно спорить с резкой критикой так называемых «патриотов» с обеих сторон русско-украинской границы, утверждающих, что коммерческие переговоры на фоне военных действий том же Славянске выглядят, по меньшей мере, странно.

Тем не менее, и Россия и ЕС (чего нельзя сказать об Украине), не теряют надежды договориться. Слишком велика зависимость экономик обеих сторон от «газового» сотрудничества. Что касается Киева, то с ним Москва будет судиться в международном арбитраже, куда уже поступили взаимные иски (сумма российских претензий может достичь $18 млрд). Без особых надежд на успех, но зато сравнительно мирно. По крайней мере, до тех пор, пока Украина не начнет замерзать.

Иван Преображенский

Подпишитесь