Posted 15 июня 2014,, 17:13

Published 15 июня 2014,, 17:13

Modified 31 марта, 13:06

Updated 31 марта, 13:06

"Процеживать" реальность"

15 июня 2014, 17:13
Люди, которые берут фотоаппарат, начинают по-другому воспринимать жизнь, выискивать кадры. Таким образом, они автоматически втягиваются в процесс рассматривания, считает фотограф Юрий Гурченков.

ИА "Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. Наш нынешний герой - петербургский фотограф, член союза журналистов, союза художников и фотохудожников России Юрий Гурченков.

Работы мастера - это своеобразные кинематографические картины. Они содержательны, интересны и безумно красивы. Фотографу удается не только остановить мгновение, но и погрузить в него зрителя. А умение Юрия видеть внутренний мир человека просто поражает. Благодаря его таланту люди раскрываются перед камерой с неожиданным великолепием. Он легко вливается в разные жанры, с одинаковым мастерством создавая пейзажи, портреты и репортажные фото. Необычная манера подачи и глубина воображения Юрия Гурченкова оставляют отпечаток на каждой фотографии и в душе зрителя, прикоснувшегося к его работам.

— Юрий, как вы начали фотографировать?

— К фотографии меня приобщил мой приятель Сергей Леонов, мы вместе учились в ЛЭТИ. Там же я впервые поучаствовал в фотовыставке. После этого долго не фотографировал – поступил во ВГИК и осваивал специальность «сценарист научно-популярного кино и ТВ», а это занимало много времени. Вновь взял в руки фотокамеру, когда начал заниматься журналистикой. Надо было отдавать в редакцию текстовый материал и прикладывать к нему фото - снимать самому оказалось удобнее.

"Разобщенность"

— Способность замечать и фиксировать особые мгновения жизни это природный дар?

— Конечно, отчасти это природное свойство. Думаю, какая-то предрасположенность к умению вглядываться, видеть у меня есть. Я всегда любил всматриваться в человеческие лица, фактуры на стене или какие-то пейзажи. Ведь фотограф должен не скользить взглядом по тому, что его окружает, а ко всему присматриваться. Может быть, вы видели, как лошади пьют воду? Они очень медленно цедят ее сквозь губы. Также и фотографу нужно как бы «процеживать» реальность, стараясь находить какие-то любопытные соотношения, формы, цвета, пятна, ракурсы. Но для фотографа мало увидеть, нужно еще успеть запечатлеть.

Вообще я считаю, что фотографию нужно преподавать в школе как факультатив. Потому что люди, которые берут фотоаппарат, невольно начинают по-другому воспринимать жизнь, выискивать кадры. Таким образом, они автоматически втягиваются в процесс рассматривания. Ты можешь миллион раз ходить по одной и той же улице, видеть одни и те же дома, но если ты пройдешь с фотоаппаратом, откроешь для себя очень много нового.

— А процесс творчества можно объяснить чем-то рациональным или это некое таинство, которое не поддается пониманию?

— Думаю, это тайна, метафизика. Но анализировать творчество — задача теоретиков. Гораздо интереснее рассматривать созданные автором работы, погружаться в атмосферу снимка. На мой взгляд, высшая цель искусства - раздвигать рамки реальности. Фиксировать действительность и показывать людям: то, что видят многие, - это еще не все, что есть на самом деле. Художник имеет возможность раздвинуть эти рамки и погрузить зрителя в некую иррациональную, метафизическую сущность бытия. Цель фотографии - передать эмоциональный посыл человеку, чтобы изменить его, поднять на новый энергетический уровень. Помню, как какая-то женщина несколько раз приходила на мою выставку и останавливалась у одной и той же работы. Я спросил, чем ее так заинтересовала эта фотография. «Я как будто растворяюсь в этом пространстве и чувствую себя совершенно в ином энергетическом состоянии. Это какой-то релакс!» - ответила она.

— К какому жанру относятся ваши фотографии?

— Для меня проблема определить жанр. Я снимаю то, что привлекает мое внимание. И если я вижу, что в данной фотографии независимо от жанра есть какая-то сверхреалистичная сущность, то такая фотография кажется мне интересной, и я представляю ее зрителям.

— Что произвело на вас сильное художественное впечатление?

— Меня очень взволновала первая поездка в Израиль. То, что я там увидел, действительно безумно интересно. Израиль - это очень самобытное культурное явление по всем параметрам - удивительное сплетение исторических и художественных пластов. Его непостижимое мощное энергетическое поле очень привлекает и притягивает. К сожалению, я был там всего лишь четыре дня… Кстати, моя следующая выставка в фотогалерее «Рахманинов дворик» будет посвящена результатам этой поездки – «Шалом, Израиль!»

"Светлый уголок"

"Интервью"

— Расскажите про выставку, которая проходила в фотогалерее "Рахманинов дворик».

— На ней были представлены фотографии, сделанные во время поездок по России и странам Европы. Но, это совсем не трэвел-фотография, и географическая привязка снимков в их названиях весьма относительна. Скорее, это некое путешествие внутрь себя, спровоцированное новым пространством. И называлась экспозиция "Путешествие в... "

— Я обратила внимание, что у вас в основном черно-белые фотографии...

— Цветная фотография более откровенная. Она как будто показывает изнанку всего, что присутствует в данной композиции, то есть в ней меньше тайны. А черно-белое изображение заставляет человека домысливать, включает воображение, которое придает свои краски. Поэтому черно-белая художественная фотография представляется мне более многомерной, по смыслам и эмоциям более объемной. Вообще есть такое мнение, что наивысший фотографический класс - это когда фотография приковывает ваше внимание, и вы не понимаете, почему.

"Посетитель выставки"

"Низкое солнце"

— А какие советы вы бы дали начинающим фотографам?

— Фотограф - это человек, который имеет своеобразный, особый взгляд на действительность и может донести его до людей с помощью своих фотографий. Поэтому, если вы открыли в себе такую особенность, если вы понимаете, что ваше предназначение – это именно фотография, то старайтесь развивать свой дар, учась у классиков и много снимая самостоятельно. Берите в руки фотокамеру и ищите кадры.

— То есть вы выражаете себя через фотокамеру?

— Я стараюсь найти и открыть с помощью фотокамеры в уже известном, уже увиденном что-то новое. Моя задача как фотографа - раздвигать рамки реальности. Мне это интересно.

— Вы проявляете себя и как фотограф, и как арт-директор, и как сценарист, и как режиссер. Так кто же вы все-таки по профессии?

— По профессии я человек, влюбленный в жизнь.

Беседовала Сара Газданова