Posted 11 июня 2014, 16:10
Published 11 июня 2014, 16:10
Modified 31 марта, 13:08
Updated 31 марта, 13:08
Министр обороны Украины Михаил Коваль сегодня признался в подготовке фильтрационных лагерей для населения Донбасса. Власти Украины планируют прогонять жителей региона, "женщин в том числе" через эти лагеря, а затем – «расселять в другие регионы». Видео с заявлением министра можно посмотреть здесь. Это заявление лишний раз подтвердило опасения жителей Донбасса, которые все больше убеждаются, что в Киеве, заявляя о «мирном населении, угнетенном террористами» и «симпатизирующем Украине», в действительности считают враждебно настроенными большинство дончан.
Об этом свидетельствует не только признание Коваля и звучавшие ранее заявления и.о. президента Александра Турчинова о том, что «к сожалению, большая часть населения поддерживает сепаратистов». Об этом говорят артобстрелы жилых домов, минометный обстрел бригады рабочих, пытавшихся залатать ведущий в Славянск водовод; перекрытие снабжающего Краматорск водой канала, уничтожение населенного пункта Семеновка, проблемы с коридорами для выхода мирного населения из зоны боевых действий.
На этом фоне среди жителей и ополченцев Донбасса множатся слухи один страшнее другого. Последний гласит, что Киев массово призывает в армию демобилизованных в разное время офицеров-химиков, на Яворивском полигоне во Львовской области полным ходом идут учения по химзащите в условиях применения боевых отравляющих веществ кожно-нарывного действия, а нацгвардия завезла на аэродром Краматорска , что в 10 километрах от Славянска, контейнеры с химоружием.
Пресс-секретарь «народного мэра» Славянска Стелла Хорошева не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС, но заметила, что «мы уже не удивляемся никаким действиям Киева».
Затем информация об этом появилась в персональной ленте сообщений командира Славянского ополчения Игоря Стрелкова. Сообщения об этом также активно распространяются в блогах сторонников самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик. Позднее об этом заявил лично глава ЛНР Валерий Болотов.
Вообще, стоит отметить, что тема использования химического оружия на Украине поднимается уже не первый раз. Впервые ее озвучили российские эксперты в мае, в связи с сожжением десятков активистов Антимайдана в одесском Доме профсоюзов.
Ранее украинские следственные органы, выясняя происхождение загадочного стелющегося токсичного дыма, о котором рассказывали выжившие, заявили, что на пепелище были найдены следы хлороформа. Потом специалисты отвергли версию с хлороформом, указав, что для гибели от этого вещества его надо было завозить на место трагедии «бочками». Однако фраза «химическое оружие» с тех пор прочно вошла в арсенал информационной войны.
Собственно, химического оружия, как такового, на Украине не просто достаточно – с советских времен его скопилось на складах очень много. О масштабах позволяет судить подробное журналистское расследование, итоги которого опубликовала в 2010 году «Украина криминальная». Сообщая о крайне плохих условиях хранения боевых отравляющих веществ (БОВ) и случаях заражения местности, автор расследования перечислил более 20 мест их хранения. Среди них – Винница, Жмеринка, Днепропетровск, Житомир, Кировоград, Балаклея, Харьков, Шепетовка, Кременчуг, Полтава. Все это находится буквально в двух шагах от Донецкой и Луганской областей.
К отравляющим веществам кожно-нарывного действия, о которых упоминают сторонники донбасского ополчения, традиционно относят иприт и люизит. Они поражают, главным образом, кожу и органы дыхания. Это не самый опасный вид химоружия, но его концентрация легко становится смертельной. Антидота против иприта не существует, противогазы спасают лишь частично.
Но насколько реально использования химоружия украинскими войсками в центрах донбасского сопротивления?
Напомним, что его использование запрещалось международными договорами с 1899 года, но это не помешало его неоднократному и широкому применению самыми разными странами. Поэтому рассматривать международное право как препятствие, особенно в условиях широкой медийной поддержки Киева со стороны Запада, вряд ли стоит.
Руководители «антитеррористической» операции, включая г-на Турчинова и главу МВД Арсена Авакова, не раз заявляли, что «быстро покончить с террористами» украинским войскам мешает только сосредоточение ополченцев в городах, где находятся мирные жители. Кроме того, в Киеве хотели бы избежать критических потерь личного состава в городских боях по «грозненскому сценарию». Напомним, что реальный масштаб боевых потерь украинской армии скрывается, а на Западе Украины растет недовольство гибелью родственников и земляков. В этих условиях предварительная химатака, после которой в город войдут облаченные в ОЗК и противогазы войска, выглядит логичной. Особенно если перед этим пропустить желающих покинуть город через фильтрационные лагеря.
В Минобороны Украины наличие подобных планов категорически отрицают. Однако 30 мая г-н Коваль заявил на брифинге, что «сепаратисты готовятся взорвать емкости с ядовитыми веществами в Славянске, там этих емкостей достаточно». Это заявление Коваля, в частности, цитирует государственное ИА Укринформ. Учитывая реалии, можно истолковать слова министра и как подготовку медийной почвы для химатаки.
Тем не менее, эксперты в реальность химической атаки на Славянск или Краматорск пока не очень верят, считая эти слухи акциями информационной войны. Украинский политолог Алексей Блюминов не представляет себе политика, который даже сегодня рискнул бы отдать такой приказ, поскольку «скрыть последствия применения химоружия нельзя».
Павел Кривошеев