Posted 4 июня 2014, 11:31
Published 4 июня 2014, 11:31
Modified 31 марта, 13:15
Updated 31 марта, 13:15
Больше не будет того спокойного Луганска, которым мы его знали до 2 июня. Авиаудар по центру города изменил его жителей до неузнаваемости. Он поселил страх в глазах людей, город практически вымер.
В центральных районах закрыты магазины и кафе, жители стараются не выходить на улицу и по возможности даже стараются договориться с начальством, чтобы не ехать на работу. Однако полупустой общественный транспорт все же ходит даже через место недавней гибели восьми горожан.
Если раньше, до авиаатаки, у стен облгосадинстрации ежедневно собирались довольно много людей, то сейчас там нет даже прохожих. Пугают не только возможные налеты, но и неразорвавшиеся ракеты, которые уже более суток лежат посреди города, лишь обложенные мешками с песком. Места гибели людей усыпаны цветами, горят лампады. До сих пор под зданием ОГА стоит белый автомобиль не отмытый от крови. Ее следы не успели стереться и с асфальта.
Еще недавно любимое место отдыха луганчан – парк напротив администрации - также обезлюдел. Именно на него пришелся первый удар. Оторванные ветки деревьев уже убраны, и лишь в некоторых местах видны следы недавней трагедии. Никуда не делись воронки посреди парка, а в дыры в асфальте могут поместиться сразу по несколько футбольных мячей.
Многие родители не отпускают давно уже взрослых детей в центр города, да, впрочем, и просто на улицу без особой надобности выходить не разрешают. «Мне мама сказала: на работу не пойдешь, ты из дому можешь работать, вот и сиди», - рассказывает юрист Ольга. – Мне уже 25, но мама устраивает такие скандалы, когда я даже просто хочу в магазин сходить или с подругой под домом на лавочке посидеть и поговорить без свидетелей. Маму понять можно, она очень напугана. Такая ситуация не только в моей семье. Люди боятся попасть под обстрел, не хотят гибнуть из-за глупых политиков».
В транспорте люди шепотом обсуждают трагедию и говорят, что уже сегодня-завтра начнется авиаобстрел и других захваченных ополчением зданий. Больше всего боятся удара по СБУ. Все знают, что именно там находится основной арсенал оружия, много взрывчатки, а рядом со зданием жилые дома, общежитие вуза и областной архив.
Резко изменилось настроение людей. Многие из тех, кто еще вчера «старательно» не интересовались политикой и противостоянием между «Луганской народной республикой» и властями Украины, сегодня попросту возненавидели официальный Киев.
«Когда воевали два лагеря, меня это совсем не беспокоило. Я считала, что это их дела, если хотят - пусть воюют. Мое мнение изменилось после того, как город обстреляли с самолета. Я слышала грохот, как раз была не далеко от администрации, но не могла и представить, что армия додумается ударить по мирному городу полному людей. Не знаю, кем нужно быть, чтобы это сделать. Тварями или идиотами? Даже дурак поймет, что в этот день основные силы ополчения были на юге города и воевали с пограничниками, в администрации почти никого не было из них, зато там всегда полно гражданских, сотрудников ОГА, прохожих и бабушек, которые приходят ежедневно туда поглазеть. Значит, армии Украины все равно кого убивать, Киев совсем озверел, таких политиков можно только ненавидеть», - горячится студентка местного вуза Татьяна.
Горожане рассказывают, что, несмотря на прохладную погоду, не закрывают окна и балконы, чтобы слышать, что происходит в городе. «Ложусь спать и молюсь Богу, чтобы ночь прошла спокойно. Окна и балкон мы совсем не закрываем, хоть и спать холодно. Мы боимся не услышать войну, боимся, что нас убьют во сне. Понимаю, что такие мысли ужасны, но не могу не думать об этом. Раньше думала, что все обойдется. Сейчас вижу Киев разошелся не на шутку, даже не знаю, чего еще можно ждать от нелюдей, который в один миг убили невиновных горожан в центре города. Культурно про них даже ничего не скажешь», - рассказывает домохозяйка Вера Андреевна.
«Дергаешься от каждого звука. На улице кто-то ковер выбивал в шесть утра, мы всей семьей вскочили и к окну, думали, что бомбят. Днем пацаны в футбол под окнами играют, а сердце от каждого удара екает, хоть и знаю, что это мяч. Стал нервным, а раньше ничего не боялся. Был уверен, что гражданских не тронут, но тронули. Мне рассказывали, что пилоту этого самолета много денег дали и сказали бей, где хочешь, делай, что хочешь, ничего тебе за это не будет. Не думал, что киевская власть пойдет против своего народа. Ненавижу их, иродов», делится своими мыслями пенсионер Анатолий Григорьевич.
Более широкого развития военного сценария луганчане ждут после инаугурации Петра Порошенко. Люди боятся, что он не будет считаться с жертвами и нанесет страшный удар по Донбассу. «Мы для него кто? Быдло, сепаратисты. Ничтожества без рода и племени. Это там, на западэнщине, сидит титульная нация. А мы здесь никто и нас не жалко. Очень боимся его прихода к власти», - рассказывает горожанка Алина.
«Мы его не выбирали, и он нас ненавидит, так как и мы его. Он был у истоков Партии Регионов, теперь он с фашистами, продажная шкура. Нас он не пожалеет, ничего хорошего от него мы не дождемся», - отмечает электрик Иван.
В то время, когда горожане размышляют о будущем, число жертв пополняется новыми именами. Так в ночь на 4 июня в Луганске штурмовали последнюю воинскую часть, которая находилась еще под контролем нацгвардии. Вроде бы даже существовала договоренность о том, что «гвардейцы» посопротивляются только «для вида». Но что-то не срослось. «Армии Юго-Востока» удалось захватить часть, разоружить и отправить домой солдат, однако без жертв не обошлось. Говорят, правда, неофициально, что погибли шестеро ополченцев. Также есть жертвы после ночного обстрела блокпоста АЮВ в городе Счастье под Луганском. Цифры пока не называются.
Тела первых погибших позавчера уже предают земле. Так сегодня Луганск простился с министром здравоохранения ЛНР Натальей Архиповой, еще молодой и полной сил доктором Антимайдана.
В последний путь проводили погибшего возле ОГА известного общественника, руководителя военно-патриотического объединения "Каскад", афганца Александра Гизая. Проститься с ним пришли не только его друзья и боевые товарищи, но и городские и областные чиновники, как нынешние, так и бывшие. Среди них были председатель Луганского облсовета Валерий Голенко и экс-губернатор Владимир Пристюк.
Пока в городе тихо, продолжается трехдневный траур. Однако после событий этой ночи кто поверит, что это надолго?
Александра Хандрамай