Posted 21 мая 2014, 15:31

Published 21 мая 2014, 15:31

Modified 31 марта, 13:30

Updated 31 марта, 13:30

Китай подзарядил Россию

21 мая 2014, 15:31
Уровень рентабельности российско-китайского газового проекта пока под вопросом. Однако мегасделка с Пекином развязывает руки Москве на переговорах в Брюсселем и Вашингтоном относительно ситуации на Украине, считают эксперты.

Если бы американскому президенту Бараку Обаме минувшей ночью снился пророческий сон, в сюжете обязательно участвовали бы дракон и медведь. Пока в Америке была ночь, Россия и Китай все-таки сторговались о цене на газ. Москве итоги визита президента Владимира Путина в Поднебесную развязывают руки на переговорах в Брюсселем и Вашингтоном относительно ситуации на Украине.

Как подчеркнул Путин, контракт с Китаем стал крупнейшей газовой сделкой за всю историю СССР и России, интрига вокруг которой, кстати, была выдержана в лучших традициях драматического искусства: еще буквально накануне не было никакой уверенности в том, что Москве и Пекину удастся договориться относительно цены — главного сдерживающего фактора, мешающего пожать друг другу руки. Хотя стороны активно искали компромисс: Москва, например, была готова отказаться от налога на добычу полезных ископаемых для месторождений, на которых будет добываться газ для Поднебесной, а Пекин, в свою очередь, мог отменить импортную пошлину. Некоторые уважаемые западные издания, ссылаясь на свои источники, даже поспешили сообщить о провале главной миссии российского президента в Поднебесной. Однако сегодня Владимир Путин объявил, что контракт все-таки был заключен.

Теперь в ближайшие 4 года в Сибири и на севере Китая развернется гигантская стройка. Россия вложит в строительство трубопровода и освоение Ковыктинского и Чаяндинского месторождений около $55 млрд, а Китай — не менее $20 млрд в создание необходимой инфраструктуры.

Стоит отметить, что цена на российское топливо так и не была озвучена. Глава «Газпрома» Алексей Миллер наотрез отказался называть заветную цифру, но при этом сообщил, что общая сумма контракта составит $400 млрд. Владимир Путин, в свою очередь, отметил, что цена на российский газ для Китая будет привязана к рыночной стоимости нефти и нефтепродуктов. Конечно, не имея перед глазами подписанного документа, трудно сказать точно, сколько будет платить Поднебесная. Аналитики автоматически поделили общую сумму на предполагаемые объемы экспорта и получили $350 за тысячу кубометров - даже по европейским меркам вполне приемлемая цена, находящаяся, правда, не слишком далеко от предполагаемого уровня рентабельности проекта.

Впрочем, партнер Rusenergy Михаил Крутихин на своей странице в Фейсбуке призвал не ориентироваться на эту цифру. «В 2020 году на границу с Китаем можно вывести от силы 11-12 млрд кубов (7-8 с Киринского блока на Сахалине, отказавшись от проекта Владивосток СПГ, и 4 из Якутии). На уровень 38 млрд кубометров в год поставки можно поднять только в 2030 году», - заявил эксперт. Таким образом, средняя цена газа, поставляемого в рамках этого проекта, может оказаться существенно выше $350.

Как бы то ни было, Россия и Китай нашли способ достичь плановых показателей по увеличению двусторонней торговли до $200 млрд к 2020 году. Теперь, видимо, стороны начнут новую кампанию — по обсуждению «западного маршрута», так называемого «проекта Алтай», который позволит в перспективе переориентировать часть экспорта газа с Европы на Китай и Азию. Правда, учитывая ожидающийся рост поставок СПГ из Австралии в ближайшие пару лет и сланцевые проекты в самом Китае, сделать это будет, пожалуй, непросто.

Начальник аналитического отдела «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских считает, что стройка станет локомотивом развития регионов, по которым пройдет трубопровод. Мощный стимул получат целые отрасли российской экономики: металлургия, трубная промышленность, машиностроение. Газопровод будет построен практически полностью из труб отечественного производства. На строительстве первой очереди будет задействовано около 12 тыс. специалистов. По мере развития восточных коридоров поставок будет снижаться роль транзитных рисков, уменьшаться зависимость от политической нестабильности и жесткого давления блока потребителей.

Кроме того, "после подписания такого контракта у России будут более сильными переговорные позиции на ближайшей встрече ЕС-Россия-Украина по спорным вопросам поставок газа на Украину», - отметил эксперт. В этом с ним согласен и директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев: «Заключение китайского контракта — мощный козырь в руках России. В данном контексте обещания США пополнить украинский энергетический баланс сланцевым газом, а Евросоюз - обеспечить альтернативными поставками, выглядят полным блефом».

Любопытно, что на мировом энергетическом рынке на стороне России играет не только Китай. Весьма интересную политику ведет и Саудовская Аравия. Несмотря на недавнее заявление саудовского нефтяного министра Али аль-Наими о том, что его страна готова поставлять больше нефти миру, стоимость «черного золота» пока держится на высоких уровнях — около $110 за баррель. И это в то время, когда в Северном полушарии — основном потребителе энергоресурсов на планете - зима давно закончилась, а период массового использования кондиционеров и автомобильных путешествий еще не наступил. Цены должны были бы снижаться, но этого не происходит - во многом из-за «премии Крыма», фактора нестабильности в Европе. «Саудовцы много чего заявляют, но для них главное — поддержать уровень нефтяных цен, чтобы суметь выполнить свои обязательства перед населением и избежать повторения в стране «арабской весны». Ни с какой «холодной войной» и ни с какими «саудовско-американскими заговорами» против России действия Эр-Рияда не имеют ничего общего», - заявил Крутихин.

По оценке аналитика FIBO Group Анатолия Воронина, нынешний уровень цен вполне устраивает Саудовскую Аравию. Ведь, понижая их, она в первую очередь уменьшает свои доходы, а только после этого - доходы России и ее долю на европейском рынке. К тому же, напомнил аналитик, в последние полгода-год США взяли курс на отдаление от Саудовской Аравии. «Поэтому говорить об общности политической позиции не приходится. Их объединяет не общность взглядов, а общий политический противник — Россия. Участие Саудовской Аравии будет действительно в замещении части российской нефти в случае объявления каких-либо санкций, но она сможет заместить не очень значительную долю», - убежден эксперт.

По его оценке, нефтяные санкции не дадут быстрого и заметного эффекта, а потому их против России пока не будут использовать. «Ограничения в технологической сфере, финансовой или даже культурной дадут больший эффект, в том числе психологический», - уверен аналитик.

Владислав Кузьмичев

Подпишитесь